19.09.2012 23:31
    Поделиться

    Киргизская реформа госавтоинспекции столкнулась с проблемами

    Киргизские водители оказались не готовы к отсутствию контроля на дорогах.

    Преобразование главного управления безопасности дорожного движения Киргизии (КР) в дорожно-патрульную службу проходит со скрипом. При этом отсутствие на дорогах страны сотрудников ГУБДД уже привело к увеличению количества нарушений ПДД и автоаварий, в том числе и со смертельным исходом.

    14 августа 2012 года ныне расформированное правительство КР, возглавляемое Омурбеком Бабановым, приняло постановление о преобразовании главного управления безопасности дорожного движения страны в дорожно-патрульную службу с включением в ее состав подразделений патрульно-постовой службы органов внутренних дел республики.

    Главным инициатором фактической ликвидации ГУБДД был сам Бабанов. По его словам, управление нуждалось в коренном реформировании, наподобие того, которому подверглась государственная служба финансовой полиции. Последнюю, напомним, упразднили. Вместо нее создали госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями.

    Инициатива главы кабинета министров не понравилась начальнику главного управления безопасности дорожного движения Талантбеку Исаеву и министру внутренних дел КР Зарылбеку Рысалиеву. Министр подверг сомнению возможность проведения реформы по грузинскому, как предполагалось, сценарию. "Невозможно за короткий срок расформировать весь штат и набрать новых сотрудников", - объяснял свою позицию Зарылбек Рысалиев. "К такому шагу мы не готовы", - вторил ему Талантбек Исаев.

    37 человек погибло в авариях на трассе Бишкек - Иссык-Куль в августе 2012 года

    Объективным доводом против ликвидации ГУБДД было и пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения киргизских водителей. В чем, между прочим, убедился сам Омурбек Бабанов. Этим летом его возмутило большое количество передвижных постов ГУБДД на трассе Бишкек - Иссык-Куль. Он распорядился убрать их. В результате всего за один месяц количество дорожно-транспортных происшествий на туристическом маршруте выросло почти в два раза так же, как и число погибших и раненых. С июня по июль - до снятия постов - их было 15 и 88, в августе - после снятия - 37 и 190 соответственно. Увидев столь мрачную картину, премьер был вынужден дать разрешение возобновить работу передвижных постов.

    Тем не менее, несмотря на такую тенденцию, Омурбек Бабанов пообещал ликвидировать ГУБДД к 31 августа 2012 года, и вскоре правительство приняло вышеупомянутое постановление.

    Чем же, согласно документу, дорожно-патрульная служба отличается от управления? Сотрудники ДПС осуществляют специальные инспекционные, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью в общественных местах и транспорте, на улицах. Проще говоря, милиционеры на служебных автомобилях патрулируют отведенные им участки и следят за порядком как на дорогах, так и в общественных местах.

    В машине должны находиться сотрудник бывшего ГУБДД - за рулем - и два "дэпээсника". Первый, естественно, следит за соблюдением автомобилистами правил дорожного движения, а остальные сотрудники занимаются раскрытием уличных преступлений - краж, грабежей и разбоев. И делать это они обязаны по горячим следам, так как трио практически все время передвигается по участку. Таким образом прежний стиль работы сотрудников ГУБДД - стоять на дорогах и останавливать нарушителей - уходит в прошлое.

    Попасть в ряды новой службы, как сказано в правительственном постановлении, можно только, пройдя квалификационный отбор. Комиссия по отбору создается решением премьер-министра Киргизии.

    Все это, конечно, в идеале. Реальность же, как обычно, внесла суровые коррективы. Во-первых, пока тот самый квалификационный отбор до сих пор не провели. Более тысячи сотрудников упраздненного ГУБДД по всей республике выведены за штат. Они еще выходят на работу, получают заработную плату, но в любой момент могут быть уволены без последующего трудоустройства, как того требует закон. Люди, проще говоря, "зависли" в воздухе. Управления уже нет, а новая служба пока существует только на бумаге.

    Во-вторых, в госказне, как выяснилось, нет необходимых для полноценной работы ДПС средств. Например, по самым скромным подсчетам, на всю страну нужно более 500 современных спецмашин, оснащенных по последнему слову техники - с GPS-навигаторами, видеорегистраторами, трекерами, которые позволят диспетчерам отследить местоположение автомобиля и, если что, отправить его на вызов по ближайшему адресу. В наличии же имеется около 300 авто, многие из которых не в лучшем техническом состоянии. Кроме того, только один бензин для автопарка службы будет стоить около шести миллионов сомов ежегодно.

    О третьем же затруднении сказал и.о. начальника ГУБДД Талантбек Исаев.

    - Нет расстановки приоритетов. Каждый патруль закреплен за определенным квадратом и в случае правонарушения на своем участке должен будет незамедлительно выезжать на место происшествия. А в случае сразу нескольких ЧП - аварии, уличной драки, ограбления на улице - куда в первую очередь должен отправиться экипаж? Непонятно, - полагает Исаев.

    В общем, вопросов много, а ответов на них нет. Реформу, напомним, затеял премьер Омурбек Бабанов. По логике он и должен был ее довести до конца, но не успел. А новый глава кабинета министров Жанторо Сатыбалдиев занят кадровыми перестановками во временном правительстве.

    Некоторые эксперты, тем не менее, считают, что Сатыбалдиев, будучи по натуре консерватором, просто вернет ГУБДД. В ситуации, когда в государстве каждая копейка на счету, не до новаторских экспериментов.

    Тем временем

    В столице Киргизии с июля 2012 года начала работу дорожно-патрульная милиция (ДПМ) ГУВД Бишкека. Зона ее ответственности - город. Перед увольнением премьер-министр Омурбек Бабанов вручил руководству ГУВД ключи от 35 новых автомобилей, оснащенных GPS-навигаторами. И пообещал, что патрульная милиция вскоре получит еще 65 авто.

    По официальным данным, за время работы сотрудники ДПМ составили полторы тысячи протоколов за нарушение правил дорожного движения в столице и проверили 2665 транспортных средств, 142 из которых поставили на штрафстоянку.

    Поделиться