"РГ" выяснила, насколько загрязнен воздух в городах ДФО

По подсчетам ученых, за сутки человек вдыхает 16 килограммов воздуха. Чем дышат жители Дальнего Востока, как промышленные предприятия региона минимизируют вредное влияние на атмосферу и что предпринимают власти для улучшения экологической обстановки в городах, выясняли корреспонденты "РГ".

Превысили норму

В Хабаровском крае за последние три года выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились на 15 процентов.

По словам председателя комитета по охране окружающей среды краевого минприроды Виктора Бардюка, это стало возможным за счет перевода ряда промышленных объектов, прежде всего энергетических, на газ, а также благодаря вводу на предприятиях новых пылегазоочистных установок.

Тем не менее в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Чегдомыне специалисты регулярно фиксируют высокий уровень загрязнения воздуха. Основными источниками выбросов являются промышленные объекты. В краевой столице это ТЭЦ и нефтеперерабатывающий завод, в Чегдомыне - котельные, в городе юности - крупное металлургическое предприятие и также ТЭЦ и НПЗ. Комсомольчане уже почти три месяца жалуются на зловонный запах, появившийся в городе с запуском новой установки замедленного коксования (УЗК) на местном нефтеперерабатывающем заводе. Руководство предприятия заявляет, что все нормы технологического процесса соблюдают, а выделения в процессе эксплуатации УЗК вредных веществ не превышают проектных показателей выбросов. Эту информацию опровергает дальневосточный Ростехнадзор, который в настоящее время проводит на заводе административное расследование.

- Накопление большого количества серосодержащих соединений в результате работы УЗК обусловлено недостатками проекта. Экологической экспертизы установки не проводили, а между тем это является обязательным требованием перед введением в строй новой техники, - отметил представитель минприроды Виктор Бардюк.

Впрочем, есть и другие примеры. Так, комсомольский металлургический завод недавно приобрел систему газоочистки стоимостью в 300 миллионов рублей.

Изменений нет

В Приморье контроль за состоянием воздуха ведут 13 стационарных постов, находящихся в восьми городах края. Специалисты Приморского центра мониторинга окружающей среды (ЦМС) ежедневно оценивают то, чем мы дышим, по нескольким основным показателям. Оценивают бензопирен, окислы азота, формальдегид…

- Эти загрязняющие вещества поступают в атмосферу от автотранспорта, производственных объектов, средних и мелких котельных, печных труб частного сектора, - объясняет начальник лаборатории мониторинга загрязнения атмосферы центра Марина Шевцова.

По ее словам, последние годы состояние воздуха практически не меняется. Лидерами по загрязнению продолжают оставаться Владивосток и Уссурийск.

Данные наблюдений показали, что за шесть месяцев 2012 года содержание бензопирена превысило допустимую санитарную норму в городах Уссурийск и Партизанск в 2,8 раза, во Владивостоке - в 1,8, в Находке - в 1,3 раза. Средние концентрации диоксида азота превышали предельно допустимые в Артеме в 2,7 раза, во Владивостоке - в 2,1, в Уссурийске - в два, в Спасске-Дальнем - в 1,8 раза.

В Южно-Сахалинске, чтобы снизить количество вредных выбросов в атмосферу, к 2020 году переведут на газ общественный и специализированный автотранспорт

Как не раз заявляли власти, улучшить экологическую ситуацию во Владивостоке сможет перевод ТЭЦ-2 на газ. По данным пресс-службы энергетиков, шесть котлоагрегатов из 14 имеющихся на станции прошли реконструкцию в 2011 году. В 2012 газом стал "питаться" еще один котел.

И вот здесь возникает парадокс. Марина Шевцова отмечает, что изменений состояния атмосферного воздуха не последовало. Впрочем, в районе бухты Тихой, где находится ТЭЦ-2, у Приморский ЦМС нет поста наблюдений. Самой близкой к ней точкой является площадь Луговая. Это место - центр пересечения нескольких автодорог, через который ежедневно проходят тысячи машин. Поэтому воздух здесь отравлен и без выбросов теплоэлектростанции.

Исправить ситуацию должны введенные в строй объездные пути, к примеру, тот же мост через бухту Золотой Рог, соединивший центр города с мысом Чуркин, или дорога поселок Новый - Де-Фриз - Седанка, позволяющая жителям Тихой выбираться из Владивостока, минуя узкое "горло" Луговой.

В прошлом году появилась дорога, ведущая в объезд Уссурийска. По замыслу проектировщиков, она должна снизить количество транзитных машин в городе.

- Однако пока инструментальные измерения изменений в состоянии воздуха там не зарегистрировали, - отмечает Шевцова.

Она не исключает, впрочем, что итоги наблюдений второго полугодия могут выявить другую картину.

Грязный транспорт

Благовещенск - единственный из областных центров Дальнего Востока, который входит в сотню самых "грязных" городов России. В год в его атмосферу попадают 41 килограмм оксида серы, 50 - оксида азота и 124 килограмма оксида углерода на каждого жителя.

Об этом "РГ" рассказали в Амурском центре по гидрометерологии и мониторингу окружающей среды.

- Уровень загрязнения атмосферного воздуха в Благовещенске очень высокий, его индекс превышает норму в 15 раз. По содержанию формальдегида превышение составляет 3,7 раза, - говорит начальник центра Галина Ситникова.

Содержание в благовещенском воздухе бензопирена в 4,1 раза превышает предельно допустимую норму (были дни, когда и в 8,6 раза).

Специалисты уверяют, что виной всему стало растущее число автомобилей. Вклад автотранспорта в суммарное загрязнение атмосферы областного центра составляет 41 процента. Именно выхлопные газы являются основным поставщиком вредоносных веществ.

В Сахалинской области в 2011 году в атмосферу выбросили порядка 154 тысяч тонн вредных веществ, рассказала "РГ" министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Наталья Салаева. Это на семь процентов меньше, чем в 2010-м. По данным обследований, во всех крупных населенных пунктах области среднегодовые концентрации измеряемых примесей - диоксида азота, оксида азота, сероводорода, сажи, формальдегида, бензапирена и смешанных веществ - превышают предельно допустимые значения.

Наиболее серьезное воздействие на окружающую среду традиционно оказывают многочисленные котельные, промышленные предприятия и автомобили. С этим основными источниками загрязнения воздуха островные власти намерены бороться с помощью программы газификации.

В ее рамках, например, в самом "грязном" городе области - Южно-Сахалинске - до 2020 года предполагается перевести на газ общественный и специализированный автотранспорт. Параллельно в областном центре будет построена сеть специальных заправочных станций. Также на "голубое топливо" переводят городскую ТЭЦ-1.