20.09.2012 18:26
    Рубрика:

    В Новгородском кремле открыли восстановленную Грановитую палату

    В Новгородском кремле отреставрирован уникальный памятник готической архитектуры
    Открытие после реставрации уникального архитектурного памятника - Владычной, или Грановитой, палаты - приурочено к празднованию 1150-летия России, которое пройдет в Новгороде с 21 по 23 сентября.

    По данным некоторых исследователей, именно здесь, в стенах, возведенных немецкими архитекторами, и произошло объединение России. "В Новгороде не быть ни вечевому колоколу, ни посаднику, а будет одна власть государева, как в стране московской", - огласил свое решение в 1478 году на Владычном дворе Государь всея Руси Иван Третий.

    Кроме того, считается, что именно отсюда на шесть веков ранее "есть пошла земля Русская". В 1862 году в Новгородском кремле был торжественно открыт памятник "Тысячелетие Руси". Теперь, к 1150-му дню рождения, колыбель российской государственности вновь принимает подарки. Одним из самых дорогих - как в прямом, так и в переносном смысле - станет открытие после шестилетней реставрации Владычной палаты.

    Комплекс Владычного двора - резиденции новгородских святителей - был построен примерно к середине XV столетия, при этом сама Большая Владычная палата возведена в 1433 году. Первоначальный облик палаты сохранился на иконе XVI века, здесь она изображена со ступенчатыми готическими фронтонами. В летописи сказано, что строили ее "немецкие мастера из Заморья", однако и без письменных свидетельств очевидно, что возведена постройка в стиле средневековой западногерманской готики.

    - Это единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, дошедшая до нашего времени, - поясняет старший научный сотрудник Новгородского государственного музея-заповедника Людмила Яковлева. - Были проведены поиски западных аналогов Грановитой палаты, но прямого ответа пока не получено. Изыскательные работы необходимо продолжить, поскольку они имеют принципиальное, первостепенное значение не только в архитектурном и реставрационном аспектах, но и в культурном плане.

    Второе свое название - Грановитая - палата получила именно из-за архитектурных особенностей. Немецкие строители возвели готические нервюрные своды, ребра которых выглядят как несколько выступающих граней (отсюда, кстати, второе название нервюрных сводов - веерные). Подобными сводчатыми потолками перекрывались лишь главные, парадные помещения и некоторые сени, остальные залы имели плоские деревянные балочные потолки. Их существование в древности стало открытием для новгородских реставраторов. Ранее все эти особенности были скрыты под слоем штукатурки.

    - Кирпичная кладка в помещениях выполнена достаточно небрежно, - говорит Людмила Яковлева, - и это свидетельствует о том, что строители не предполагали выставлять ее на всеобщее обозрение. Стены палаты были расписаны.

    Кое-какие фрагменты фресковой росписи на стенах Владычной палаты сохранились. Например, в большом парадном одностолпном зале реставраторам удалось раскрыть две розетки в нишах времени постройки палаты. Однако в том же зале есть и фрагмент росписи XIX века. Вероятно, он относится к периоду перестройки палаты, когда была преобразована большая часть здания. Новая постройка вплотную примыкает к средневековой и частично находится на ее фундаментах и подвалах, сохраняя все ту же Г-образную форму.

    - Примыкающая к "Выходной палате" лестничная клетка под поздней штукатуркой сохранила все свои древние формы - два готических портала, каменный рукомой, фрагменты росписи, - добавляет сотрудник музея. - Более того, реставраторам удалось найти место, где на "полате", согласно летописи, в 1436 году были установлены "часы звонящие" - большая редкость для того времени. Для их обслуживания был устроен специальный проход внутри стены, также в здании обнаружены две внутристенные лестницы.

    Внутристенный проход к часам украшает изображение епископа Новгородского Иоанна работы иконописцев XIX века, одного из самых почитаемых новгородских святых. Одно из помещений палаты, кстати, считается "кельей архиепископа Иоанна", но на самом деле оно было кабинетом епископа Евфимия, строителя Владычной палаты. В кабинете также сохранилась уникальная фресковая живопись XV века и росписи XIX века, однако будут ли они восстановлены, как и другие сохранившиеся фрагменты, пока неизвестно.

    - Завершена только архитектурная часть реставрационных работ. На проведение реставрации живописи денег нет, - говорит Людмила Яковлева.

    Согласно данным заместителя генерального директора по реставрации Новгородского государственного музея-заповедника Ларисы Банниковой, за шесть лет на реставрацию палаты музей потратил около 60 миллионов рублей. Эти средства были взяты из сумм, которые выделялись на капитальный ремонт музейных объектов. Еще примерно 10 миллионов рублей требуется на реставрацию монументальной живописи палаты. Однако если сам музей может тратить деньги на восстановление своих объектов, то регион ему помочь не в силах. Новгородский кремль, частью которого является Грановитая палата, является памятником истории и культуры федерального значения. Это означает, что финансировать здесь реставрационные работы из бюджета региона не положено. Однако региональные власти обещают все-таки решить вопрос.

    - Мы доведем реставрацию до конца, - заверяет временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области Сергей Митин. - Все объекты в центре города взаимосвязаны, этот комплекс необходимо развивать, и потому не нужно разделять полномочия субъекта Федерации и федеральной власти.

    А пока вопрос финансирования ждет своего разрешения, в залах Владычной палаты, которая сама по себе является жемчужиной средневековой архитектуры, разместят сокровища "золотой кладовой Великого Новгорода". Выставка будет включать в себя три раздела: византийское, древнерусское и западноевропейское ювелирное искусство V - начала XХ века. Открытие экспозиции состоится в дни празднования 1150-летия зарождения российской государственности.