Два названных международных аэропорта - самые крупные на территории региона. Один базируется в 300-тысячном городе, имеет сеть из филиалов в ХМАО и ЯНАО. Второй расположен в областном центре с населением в 600 тысяч человек, но по объему пассажиропотока несколько отстает от северного конкурента.
После исключения в 2007 году Рощино из списка объектов федеральной собственности его намеревалась купить авиакомпания, осуществляющая львиную долю вылетов из Тюмени. Однако ФАС отказала ей в праве участвовать в торгах, ссылаясь на опасность ограничения конкуренции на рынке воздушных перевозок. В итоге аэропорт был продан с аукциона за 610 миллионов рублей инвестиционной компании, не скрывавшей, что действует в интересах другой бизнес-структуры.
Сегодня пакет акций Рощино распределен равными долями среди четырех фирм. Одной из них, зарегистрированной в областном центре, принадлежит также 24 процента акций сургутского аэропорта. Среди прочих собственников последнего - еще одно тюменское ООО, департамент имущественных и земельных отношений Сургута, два авиаперевозчика из ХМАО и нефтегазодобывающее предприятие, которое посредством своего НПФ управляет 75-процентным пакетом акций сургутской авиакомпании.
При этом не совсем понятно, кто все-таки профинансирует планирующуюся реконструкцию терминального хозяйства Рощино. Несколько лет назад предприятие заключило контракт на разработку проекта развития аэропорта с германским строительным холдингом. Он оценил объем долгосрочных инвестиций в 50 миллиардов рублей и намекнул, что при определенных условиях готов взять Рощино в управление. Планировалось возвести новые терминалы - пассажирский, грузовой, технический. Проект был презентован губернатору области и благожелательно принят. Однако с приходом кризиса на грандиозных планах поставили крест.
В начале 2010-го ГБУ Тюменской области "Управление капитального строительства" выставило на конкурс лот стоимостью 84 миллиона рублей на проект реконструкции авиавокзального комплекса. Осенью того же года директор аэропорта сообщил, что к работам приступят в 2011-м. Но срок сдвинули.
Год назад главы Тюменской области и Ямала анонсировали идею солидарного финансирования проекта из бюджетов регионов с тем, чтобы до 2015-2016 годов втрое увеличить площадь и пропускную способность аэровокзала, превратив его в мощный хаб. Два субъекта Федерации договорились пополнить уставный капитал ОАО "Терминал - Рощино" более чем на миллиард рублей. Однако работы так и не начались, а их завершение перенесено уже на 2017 год.
Изменит ли планы вероятная смена собственника аэропорта? Этот вопрос чиновники пока комментировать не готовы.