Гостей молочного фестиваля в Тюмени угостили качественными продуктами

В Тюмени завершился всероссийский фестиваль "Молочная страна", стартовавший первого сентября в Москве. Праздник удался. А накануне отечественные производители молочной продукции обменялись мнениями о перспективах развития отрасли. В их выступлениях звучали тревожные нотки.

Цветной бульвар - прогулочную зону в центре Тюмени - любопытные горожане запрудили с утра. От угощения - стакана молока - редко кто отказывался, как и от презента - белого воздушного шарика. Но, понятно, не ради них сюда шли люди. Многих привлекла ярмарка, собравшая лучших молочников региона, - от холдинговых компаний до мини-заводов. Помимо ошеломительного выбора и возможности дегустировать разные вкусности, соблазняла доступная цена продуктов. Вытянулись очереди и к конкурсным площадкам. В армрестлинге, к примеру, состязались даже старушки. Кто-то осваивал навыки доения на буренке-тренажере, кто-то разглядывал элитных 600-килограммовых коров симментальской породы.

Яркое уличное действо продолжалось 12 часов и привлекло небывалое количество публики - около 20 тысяч человек. Было выпито, съедено и куплено свыше 60 тонн молока и молокопродуктов. Этакий "Октоберфест", только без хмеля, с акцентом на здоровой пище. Фестиваль замышлялся как нестандартная пиар-акция, нацеленная на подогрев интереса и укрепление доверия потребителей к местным производителям и переработчикам. Результат превзошел ожидания. Вдохновленные успехом, власти задумали организовать мясной фестиваль.

С начала 2000-х в тюменское молочное животноводство вложено свыше 13 миллиардов рублей. Только за шесть последних лет закупили свыше 27 тысяч голов племенного молодняка, преимущественно за рубежом. Не все проекты оказались удачными, однако в целом совершен рывок. О нем свидетельствуют цифры, озвученные директором департамента АПК Владимиром Чейметовым. С 2006 года удельный вес племенного скота вырос с 6 до 30 процентов, доля высокоудойных коров в маточном стаде достигла 70 процентов, введено в строй 18 компьютеризированных молочных комплексов. Как итог, область удерживает за собой первое место в УрФО по надоям, входит в первую десятку субъектов РФ по продуктивности, завоевывает соседние рынки, включая Казахстан. 

По словам председателя правления национального Союза производителей молока Андрея Даниленко, по объему господдержки отрасли сибирскому региону нет равных, да и эффективность инвестиций налицо. У тюменцев, безусловно, есть проблемы, но они не очень страшны на фоне среднестатистической картины по стране. Закупочная цена на молоко снизилась, себестоимость его производства, напротив, подскочила в результате инфляции. Многие хозяйства, взявшие кредит на модернизацию ферм, на грани разорения. Лишь торговля, на взгляд Даниленко, не бедствует, периодически переписывая ценники. "Чтобы в объятиях ВТО не наступило удушье", аграриям необходима, считает глава корпоративного союза, системная бюджетная поддержка, гибкое ценовое регулирование, а добросовестным переработчикам - защита со стороны надзорных и сертификационных органов от доморощенных фальсификаторов, выдающих свои изделия с заменителями, синтетическими добавками за абсолютно натуральные, якобы соответствующие ГОСТу.

Эксперты подтверждают: честную конкуренцию разрушают поставщики поддельных продуктов, товаров с недостоверными сведениями об ингредиентах на маркировке. Нарушители правил цивилизованной игры прельщают неискушенного покупателя дешевизной, подталкивают на лукавый путь других бизнесменов. Увы, обычно они избегают серьезных санкций.

Уральский округ в плане распространения фальсификата не исключение. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в первом полугодии забраковало седьмую часть взятой на анализ молочной продукции - в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2011-го. На прилавках обнаружено огромное количество фальшивого сливочного масла - на деле спрэдов. Как выяснилось, их изготовили шесть местных заводов и шесть инорегиональных, в том числе из Челябинской и Тюменской областей.

Продвижение качественного продукта на такого рода фестивалях - идея экономически полезная. Однако потребители хотят знать "в лицо" и те компании, которые под прикрытием бренда "Покупаем российское!" мошенничают на рынке.