20.09.2012 23:00
    Поделиться

    Роскосмос допустил женщин на заключительный отбор космонавтов

    Андрей Кисляков, специально для RBTH

    По информации из Роскосмоса, к заключительному этапу конкурса по отбору космонавтов, объявленного в начале года, допущено несколько женщин (точное количество, как в старые времена, хранится в секрете до публичного их представления).

    Мировая космонавтика остается преимущественно мужской профессией. И если в других космических державах женщины в скафандрах все чаще покоряют "большие высоты", на родине пилотируемых космических полетов эта тенденция пока не установилась.

    Между тем история женского отряда российских космонавтов насчитывает уже полвека. В 1962 году из тысячи претенденток было отобрано пять человек - инженер Ирина Соловьева, математик-программист Валентина Пономарева, ткачиха Валентина Терешкова, учительница Жанна Еркина и секретарь-стенографистка Татьяна Кузнецова.

    Проверку женщины проходили по полной программе. Устойчивость организма к воздействию высоких температур проверялась в термокамере. В летном комбинезоне сажали в камеру с температурой 70 градусов и влажностью 30% и держали в ней до тех пор, пока температура тела у испытуемой не подскакивала на два с половиной градуса, а пульс учащался до 130 ударов в минуту.

    За невесомостью женский отряд летал на истребителе МиГ-15-спарка. За один полет самолет успевал сделать три - четыре горки, на каждой из которых невесомость длилась около 40 секунд. На одной горке нужно было написать фамилию, имя, отчество, поставить дату и расписаться; на другой - попробовать поесть из тубы; на третьей - произнести по рации заданную фразу.

    Тяжелыми были и морские испытания - для отработки действий космонавта в случае приводнения. Скафандр был один на всех - технологический, а не сшитый по мерке, причем большого размера, на рост 168-170 сантиметров. Между тем, женская группа делилась на "длинных" - Терешкова, Кузнецова и Еркина - с ростом 164 сантиметра, и "коротких" - Пономарева и Соловьева - 161 сантиметр.

    Как рассказывают участницы группы, при приводнении гермошлем съезжал вперед, а шлемофон сползал на глаза. Нужно было имитировать отцепку парашюта, а замки уползали назад и куда-то вбок. И это в надутом скафандре и перчатках. До замков было трудно даже дотянуться, не говоря о том, чтобы открыть. Уже при небольшой задержке начинался перегрев организма.

    После госэкзамена по общекосмической подготовке состоялось официальное представление женского отряда генеральному конструктору Королеву, который весьма резко высказал неудовлетворенность составом группы.

    16 июня 1963 года на стартовую площадку в скафандрах прибыли двое - Терешкова и Соловьева. Когда перед этим на Ирину надевали скафандр, порвалась гермооблочка в районе шеи. Пришлось срочно менять его на скафандр Пономаревой. Если бы порвался скафандр Терешковой, его из-за разницы в росте заменить было бы нечем, и тогда первой в мире женщиной - космонавтом могла стать Ирина Соловьева.

    Трое суток, пока летала Терешкова, вся женская группа провела на космодроме. 19 июня корабль "Восток" и летчик-космонавт Терешкова, каждый на своем парашюте, благополучно приземлились поблизости друг от друга. К этому времени в отряде все уже знали, что Терешкова в полете чувствовала себя, мягко говоря, неважно и не все пункты полетного задания смогла выполнить.

    Внешне триумфальный полет Терешковой не поколебал уверенности Королева в женской космической профнепригодности. Окончательно отряд расформировали "за невозможностью использования" уже после смерти генерального конструктора осенью 1969 года.

    После расформирования женского набора в Центре подготовки космонавтов осталась только Терешкова. Она пробыла в отряде до 1997 года, и это пребывание было формальным.

    Для полетов на орбитальных станциях в отряды РКК "Энергия" было набрано восемь женщин, но лишь двум из них - Светлане Савицкой - дочери маршала - и Елене Кондаковой - жене Валерия Рюмина - космонавта и заместителя генерального директора "Энергии" - посчастливилось слетать в космос.

    До 2004 года последней женщиной в отряде космонавтов оставалась Надежда Кужельная. Высокопоставленных родственников у нее не было и, несмотря на то, что она считалась высококлассным специалистом, за десять лет пребывания в отряде в космос она так и не полетела.

    Сейчас в отряде Роскосмоса одна женщина - Елена Серова, однако ее космическая судьба, неясна. Она в отряде с 2006 года, но до сих пор не назначена ни на один полет…

    Между тем, результаты исследований о влиянии космоса на здоровье женщин далеки от оптимизма. Вот несколько пунктов из соответствующего последнего отчета НАСА.

    1. Уровень радиации во время полетов на низких орбитах Земли и тем более в глубоком космосе таков, что он препятствует возможности забеременеть даже после окончания полета. Для нормального течения беременности уровень радиации не должен превышать 500 микрорентген за всю беременность (не более 50 в месяц). На МКС этот уровень менялся в зависимости от положения станции в космосе, но за всю беременность составил бы 35 000 микрорентген. Влияние космоса может привести к отсутствию овуляции и уменьшению уровня эстрогена, что, ко всему прочему, повышает потеряю кальция костями и потому приводит к остеопорозу (сильнее у женщин, чем мужчин).

    2.  При отсутствии силы тяжести застой крови внутри органов малого таза может увеличить риск эндометриоза (гормональное заболевание женских половых органов - прим. авт.).

    3. Астронавтам рекомендуется до полета сдать на хранение свои яйцеклетки и сперматозоиды, если они планируют стать впоследствии родителями.

    Российский эксперт в области космонавтики, кандидат медицинских наук Ростислав Беледа, 14 лет проработавший главным сексопатологом в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале, убежден, что, космические полеты негативно сказываются на всех функциях жизнедеятельности женского организма, и особенно на таких уязвимых, как репродуктивные. Ни одна из американских женщин-космонавтов после полетов не забеременела. У мужчин после многодневных полетов тоже возникали проблемы, но не с зачатием, а с потенцией.

    Что касается продления рода на орбите, то к неутешительному выводу о невозможности данного процесса, во всяком случае, на нынешнем этапе, международное научное сообщество пришло после многих лет исследований. Экипажи МКС неоднократно проводили опыты над птенцами японского перепела, которые выводились на орбите. Все птенцы впоследствии погибли. Часть - на борту станции. Выжившие не выдерживали перегрузок при посадке. Они не могли нормально питаться, не ориентировались в пространстве. Решение этой проблемы не найдено до сих пор.

    Наконец, существует беспристрастная американская статистика в отношении судеб, в частности женщин, побывавших в космосе. Ни одна из американок, побывавших в космосе (более 30), детей не родила. В американском отряде астронавтов сегодня есть только одна семейная пара - Маргарет Седдон и Роберт Гибсон. А вот другая супружеская чета, Рональд Сега и Бонни Данбар, в прошлом году распалась. Детей у них не было.У 63 процентов астронавтов-мужчин и у 80 процентов женщин возникают половые дисфункции.

    Весьма вероятно, что неуверенность "в завтрашнем дне" российской пилотируемой программы и беспокойство за собственное здоровье  заставили замглавы Роскосмоса Виталия Давыдова признать в конце прошлого года, что на конкурс по приему в отряд "не поступило достаточного количества заявок от женщин".

    Также доступна английская версия статьи.

    Поделиться