Имя "Молодой гвардии" было присвоено школе решением исполкома Ростовского облсовета в 1968 году. Тогда, в Советском Союзе, именами героев из "Молодой гвардии" назывались многие школы. В том числе и 32-я: за большую работу по сбору и изучению материалов о деятельности подпольной молодежной организации Краснодона; еще в 50-х годах в школе стали собирать материалы о юных подпольщиках и в 1962-м организовали музей. Зачитанная в детстве книга Александра Фадеева, фильм Сергея Герасимова до сих пор хранятся в памяти нескольких поколений.
Ребята с педагогами ездили в экспедиции в Краснодон, привозили оттуда подлинные предметы времен Великой Отечественной войны, даже нашли в Ростовской области родителей Майи Пегливановой, навещали Василия Левашова, последнего ушедшего от нас молодогвардейца.
Однако прошли годы, и память об этом стала исчезать. В 2008 году пошли разговоры, что школе надо присвоить имя Ивана Петренко, который учился в ней перед войной, а потом ушел на фронт и стал героем. Но тут спохватились в управлении культуры: школе же уже присвоено почетное имя "Молодой гвардии". В нынешнем году депутат городской думы Ашот Хбликян ходатайствовал о присвоении школе имени ее выпускника, легенды футбола Виктора Понедельника. Вновь пришлось напомнить, что у школы уже есть имя, не менее легендарное. Отнесем депутатскую инициативу на счет неведения об имени школы. Но его не знают и ребята, которые в ней учатся. Четвероклассник Денис Антуров на мой вопрос отрицательно замотал головой, а на подсказку ответил, что про "Молодую гвардию" ничего не слышал. Постановление 1968 года было затеряно в архивах, и когда школы в 90-х годах обзаводились уставами, то в учредительных документах и на печати школы имя уже не фигурировало. Первым тревогу забил председатель совета ветеранов Ростова Борис Старосельский. Срочно была изготовлена табличка, но на этом дело встало. Борьба за возвращение памяти идет уже четыре года. Понадобилось множество согласований, заседаний городской комиссии по наименованиям общественно значимых мест, установке памятных знаков и увековечиванию имен выдающихся людей. На последнем комиссия пришла к соломонову решению: отдать решение вопроса об имени на откуп самого педагогического коллектива школы. На днях там прошло бурное собрание. Учителя голосовали за имя школы яростнее, чем за депутатов. По мнению директора Ольги Филипповой, постановление 1968 года силы не имеет, так как мнения педколлектива никто не спросил. "Нам это имя насильно спустили сверху", - говорила она.
- В то время любили заниматься патриотикой, не вдаваясь в исторические подробности, - вторил ей член комиссии по наименованиям, краевед Сергей Шелобод. - Сам роман Фадеева - это 90 процентов фантазии, литература, а не история. Школа с 1938 года вообще носила имя Буденного, зачем ее переназвали? Кроме того, я считаю, что школьные музеи неправильно ориентированы - они должны быть посвящены тем, кто реально в них учился, а не абстрактным героям. Тем более жившим, как теперь уже получилось, совсем в другой стране.
- Лично я с классом поехала в Краснодон за документами, которые подтвердили бы, что "Молодая гвардия" была организацией. Нет таких документов! - горячилась заслуженный учитель РФ Римма Нестеренко, преподающая... литературу. - Я обращалась в управление образования, культуры Краснодона: мне надо было знать количество молодогвардейцев. Везде упоминается про 92 человека, а мне сказали, что их было "приблизительно 27 человек". И по-прежнему непонятно, кто был во главе - Кошевой или Третьякевич? Документально не подтверждено и то, что кто-то был предателем. А сам Фадеев написал покаянное письмо: в литературном произведении назвал реальные фамилии. И застрелился.
Представитель управления культуры Лариса Кононова буквально увещевала педколлектив: дело на контроле управления образования и самого мэра, нужно отчитаться о проделанной работе: "О том, как будете говорить детям о подвиге молодогвардейцев - решайте сами. Но протокол собрания должен лежать на столе". К счастью, большинство учителей все же не утратили здравый смысл. А может, в свои школьные годы тоже зачитывались романом Фадеева и не смогли предать героев своего детства. Собрание проголосовало за имя "Молодой гвардии".
Знать бы об этих педагогических сражениях девушкам и парням из Краснодона. ... С 6 января периодически стали вывозить молодежь на окраину Краснодона к шахте N 5 и сбрасывать в ствол шахты. Последних вывезли 31 января 1943 года, а уже 14 февраля 1943-го Краснодон (одновременно с Ростовом) был освобожден. Они погибли всего за две недели до освобождения. Их было - погибших - 92.
Элементарное невежество и ни малейшего стеснения по этому поводу, - вот что слышится в школьных дискуссиях. И очень стыдно, что ростовские учителя не удосужились прочитать книгу легендарного журналиста 70-х Кима Костенко "Это было в Краснодоне". Книга есть в Интернете в открытом доступе и дает ответы на многие их нелепые "доводы", в том числе, например, об отряде "Молот", который "молодогвардейцы" создали для прорыва навстречу подходившей Красной армии.
Мы разговариваем с вдовой журналиста Кима Костенко, известным очеркистом "Комсомольской правды" Инной Руденко:
Повесть Кима Прокофьевича опубликована в 1961 году и впервые после выхода в свет романа Фадеева дала подлинную, основанную на документах историю "Молодой гвардии". За эту правду ее автор, журналист Костенко, имел много неприятностей. Почему, если все им написанное уже тогда подтверждали даже архивы КГБ?
Инна Руденко: До повести, двумя годами раньше, были газетные публикации Кима. Тогда специальная комиссия расследовала появившиеся новые обстоятельства смерти молодогвардейцев и установила, например, что Виктор Третьякевич, считавшийся по общепринятой в то время версии предателем, сам стал жертвой предателя, оговорившего его.