Масленников: Новый бюджет РФ нуждается в скромных госзакупках

До 1 октября проект бюджета на ближайшую трехлетку должен быть направлен в Госдуму - таков закон. И он будет выполнен, не смотря на то, что уже подготовленный документ отправят на доработку. Таково решение принято на этой неделе на заседании правительства.

Министрам, например, предстоит обсудить дополнительные источники доходов, но приоритет бюджета остается прежним - выполнение всех взятых социальных обязательств.

Главный финансовый документ страны "РГ" обсудила с советником Института современного развития Никитой Масленниковым.

- Никита Иванович, давайте сначала разберемся, в чем главные особенности предстоящего трехлетнего периода?

Масленников: Нам предстоит начать переход к новой модели экономического роста, примерно так, как это изложено в Стратегии- 2020. Это требует серьезных усилий по нескольким направлениям.

Во-первых, нам нужно добиваться опережающего роста производительности труда по сравнению с заработной платой. Это серьезный вызов, который в свою очередь требует очень существенного стимулирования инвестиционной активности и за счет повышения комфортности инвестклимата, и за счет стимулирования участия бизнеса в крупных инфраструктурных программах. Главное, чтобы до 2015 года норма накопления стала не меньше 25 процентов, если мы хотим говорить о том, что вступаем в новую модель инвестиционно-ориентированного инновационного роста. А сегодня у нас это где-то немного выше 20 процентов. Так что 5 процентов по этому показателю - та дистанция, которую мы должны пройти за три года.

Во-вторых, нужны структурные реформы в основных бюджетоемких отраслях. И, прежде всего, во всей социальной сфере. Она должна стать отраслевым комплексом, главная функция которого - накопление и умножение человеческого капитала.

В-третьих, очень важно начать перепозиционировать Россию в глобальной экономике. Не секрет, что внешний спрос по всем прогнозам будет формировать в ближайшие три года более одного процента роста ВВП. До кризиса это было в три-четыре раза больше. Так что такое сокращение является новым вызовом.

И еще одна важная черта следующих трех лет - необходимость существенного повышения эффективности государственных расходов. Без этого у нас вряд ли что получится с точки зрения эффективности и устойчивости исполнения бюджета.

- И как все это должно быть отражено в бюджете?

Масленников: В бюджете должны быть отражены "дорожные карты" бюджетных реформ и в социальных секторах, и по улучшению комфортности делового климата. Должно быть отражено стимулирование экспорта и инвестиций, развитие инфраструктуры и умножение человеческого капитала. В идеальной схеме бюджета социальные расходы расти не должны были бы, лучше им замереть на сегодняшнем уровне - более 50 процентов бюджетных расходов. Однако сегодня бюджет формируется, когда содержание этих направлений не вполне ясно. Так как вопросы, которые могли бы сформировать идеальный облик бюджета, еще не решены, например, пенсионная реформа.

Но тут нужно отметить, курс на повышение эффективности государственных расходов все-таки выдерживается. Однако ситуация непростая, так как Минфин оказывается заложником работы всех других министерств и ведомств. И получается двойственная ситуация: Минфин планирует определенные затраты, но за эффективность этих расходов отвечают другие.

- Как бы вы расписали бюджет? На чем можно сэкономить?

Масленников: Переписывать его в сегодняшних условиях чрезвычайно трудно. Потому что изменение уже сверстанных параметров - это высокий риск нарушения макроэкономической устойчивости, что нежелательно в условиях высокой вероятности нового глобального кризиса.
Тем не менее, есть некоторые резервы, которые все-таки можно попытаться использовать, не нарушая общей бюджетной рамки и не вызывая дополнительных угроз для финансовой стабильности.

В первую очередь - это все-таки госзаказ. Нужно было бы подумать, как умерить аппетит наших государственных заказчиков. Потому что там много нерационального, раздутого, избыточного. И второе - заимствования на внутреннем рынке, которые тоже можно было сократить. Сегодня они выполняют роль ключа на старт при периодическом производстве дефицитов ликвидности.

- Насколько нынешний проект бюджета оправдан в преддверии новой волны кризиса, которую ожидают многие эксперты уже этой осенью?

Масленников: Он оправдан в той мере, в которой реализовано бюджетное правило, связанное с нефтяными ценами. Что же касается 200 миллиардов рублей резерва на кризисные меры, которые на сегодняшний день в проекте заложены, то эта величина достаточно условная, так как все будет зависеть от высоты новой волны. И заранее сказать, сколько потребуется невозможно. А 200 миллиардов - это технический минимум.

- Минэкономразвития представило пять вариантов социально-экономического развития России до 2015 года. Прогнозы учитывают как самый пессимистичный - цена нефти составит 80 долларов за баррель, рост экономики находится в рамках 0,5-3процента. Так и оптимистичный сценарий (цена нефти - 120 долларов за баррель, рост экономики 3,9-4,6 процента). Какой вариант более реалистичен?

Масленников: В четверг на заседании правительства минэкономразвития в основу бюджетных проектировок заложило умерено-пессимистический сценарий. Вот он и наиболее реалистичен.

- Как, скорее всего, будет вести себя цена на нефть?

Масленников: Она не будет падать ниже 95 долларов за баррель. Так как эта величина формирует предел, за котором начатые уже инвестиционные проекты по нефтедобыче просто нерентабельны. Но к концу года я ожидаю серьезное снижение. И здесь нефть будет во многом формироваться за счет новостей из США. Для нас в этом году нефть марки Urals пройдет в интервале 105-106 долларов за баррель или даже чуть выше.

- Саудовская Аравия объявила об увеличении поставок нефти на мировой рынок. Это сделано для того, чтобы сбить цены на нефть. Насколько это реально?

Масленников: Для Саудовской Аравии это больше PR ее возможностей, ее влияния на рынок. А в реальности ее потенциал достаточно ограничен. Так как бюджет балансируется у Саудовской Аравии при 78 долларов за баррель. Поэтому все что выше, все уже уходит в профицит.