У нас на митинг выходят единицы, ведь не существует ни эффективного профсоюза, ни выработанной тактики в защите своих прав. Впрочем, ни о каких новых законах или правилах речи не идет - Департамент по культуре и не думает объявлять о каких-то правилах. Им кажется, что если поставить всех в неудобную позу, то она как-нибудь исправится сама собой. Расчет на то, что Серебренников и Малобродский сами найдут выход из той ситуации, в которой их очевидно подставили - не предложив никакого решения, бросая актерам то одну отговорку, то другую.
Актеров, разумеется, оскорбили, поставив перед фактом реорганизации труппы, снятия старого и назначения нового руководства, не проведя ни конкурса, ни открытого обсуждения ситуации. Но кто ее способен здраво обсуждать? Ведь не сам театр, в котором шли спектакли один хуже другого.
Не найдя в себе ни сил, ни желания, ни смысла уйти вослед за уволенным Сергеем Яшиным, актеры стали митинговать. Первый сентябрьский митинг - тоже у памятника Гоголю, но еще в фойе их собственного театра, ни к чему не привел. Алексей Малобродский в качестве директора заверил всех, что ни о каком насильственном увольнении не может быть и речи.
Между тем, время идет, приближается возвращение Серебренникова из Берлина, и бунтующие актеры вновь вышли на улицу - на этот раз на Гоголевский бульвар, к памятнику писателя, имя которого сослужило им столь двусмысленную службу.
Понять, почему Сергей Капков и его команда в Комитете по культуре решили действовать резко, можно. В театре не существует никакого механизма обновления, актеров невозможно уволить десятилетиями - даже если они не могут и не желают работать. Старые стены трещат, от них веет плесенью, а от спектаклей - трухой. Но сделать с этим ничего нельзя, потому что актеры - эти выдающиеся демагоги - любя порассуждать о гибели репертуарного русского театра.
Капков предупредил, что вслед за "Гоголем" изменения коснутся и иных театров. Упорно ходят слухи, что уже почти готовое решение о назначении Константина Богомолова на пост худрука Театра на Таганке отозвано - не под влиянием ли той неэлегантной ситуации, которая возникла в Театре им. Гоголя?
Между тем, Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин готов инициировать встречу коллектива Театра имени Гоголя с управляющим Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым.
"Я бы порекомендовал встретиться и с Серебренниковым, и с Капковым и безмятежно, отбросив эмоции, побеседовать о последующей доле театра.
С собственной стороны я готов в этом участвовать", - заявил Калягин в открытом письме к труппе Театра имени Гоголя.
Также в письме Калягин подсказывает коллективу театра, что никого из артистов нельзя уволить без их желания. "Никого из вас нельзя уволить, ежели вы сами не напишете заявление, - продолжает Калягин. - По закону уволить могут лишь в случае ликвидации организации либо сокращения штатов. И на то, и на иное обязан быть указ учредителя". Также Калягин подсказывает, что в случае ликвидации театра каждому из артистов обязана быть выплачена компенсация. "Но мыслю, что таковых средств у театра нет", - заключает председатель СТД.
Напомним, в августе указом управления Департамента культуры Москвы художественный управляющий столичного Театра имени Гоголя Сергей Яшин был освобожден от должности. На его место назначен Кирилл Серебренников, который до октября находится за границей. Также произошла смена начальника театра. Труппа Театра имени Гоголя протестует против назначения Кирилла Серебренникова, она неоднократно направляла обращения к министру культуры.
Театрализованный митинг у монумента Гоголю продолжался до сумерек, несмотря на дождь. Труппа еще раз высказала свое мнение, что новое управление культурой Москвы планирует развалить театр для последующего рейдерского захвата.