В прошлый четверг, выступая на Совбезе ООН, постоянный представитель России Виталий Чуркин заметил: "Вызывают вопрос противоречивые заявления о том, что иностранные войска в 2014 году уйдут из Афганистана, а иностранные базы останутся. Мы хотели бы иметь полную ясность". Если контртеррористическая операция к тому времени закончится, - продолжил Чуркин свою мысль, значит базы сохраняются с какой-то другой целью, не связанной с интересами местного населения. "Если же борьба с террором требует продолжения, тогда надо будет заручиться продлением мандата со стороны Совета Безопасности".
В эту среду на вполне резонные вопросы Москвы придется ответить генеральному секретарю НАТО А. Фог Расмуcсену. В Нью-Йорке состоится его встреча с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Ну а в четверг вопрос о продлении мандата международных военных в Афганистане, скорее всего, будет обсуждаться опять же в Нью-Йорке во время консультаций "пятерки" постоянных членов Совбеза ООН с генсеком ООН Пан Ги Муном.
При этом заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко, отвечая на вопросы "Российской газеты", пояснил, что Москва рассчитывает услышать от натовцев не очередной набор общих фраз, а конкретные предложения по дальнейшему совместному сотрудничеству. В том числе и в области ПРО. "В Лиссабоне была достигнута принципиальная договоренность, смысл которой заключается в том, что Россия и НАТО хотят, чтобы Совет Россия-НАТО был "всепогодным" органом. Чтобы отдельные проблемы, которые у нас существуют, не смазывали бы общую картину и не создавали бы непреодолимых препятствий для движения вперед в тех областях, где такое движение отвечает интересам и России, и стран НАТО, - добавил Грушко. - Тем не менее мы не должны забывать о том, что существуют такие проблемы, связанные с интересами национальной безопасности, которые не могут не накладывать отпечатка на весь спектр отношений между Россией и НАТО. Если мы создадим совместную систему, это будет означать, что мы действительно сотрудничаем по наиболее коренным вопросам безопасности. Если же совместное ПРО не будет создано, это будет означать, что продолжают существовать идеологические разделительные линии, которые были унаследованы из прошлых времен. Они не позволяют выстраивать сотрудничество даже в сфере общих интересов. Конечно, исход полемики и переговоров по ПРО не может не предопределить общий характер отношений между Россией и НАТО. Думаю, что это можно в полной мере отнести и к вопросу о расширении НАТО".
Между тем
При этом российский дипломат подчеркнул, что в любом случае сохранение натовского присутствия в Афганистане после 2014 года должно осуществляться исключительно в правовом поле: "Мы знаем, что в НАТО существуют планы оставить небольшое количество военных инструкторов, которые будут продолжать готовить силы внутренней безопасности, а также кадры для вооруженных сил Афганистана. Понятно, что их кто-то должен охранять, но не более того. Никакого другого присутствия, которое выходило бы за рамки потребностей внутренней ситуации в Афганистане, быть не должно. Мы рассчитываем, что все обещания, которые нам давались на этот счет, будут нашими партнерами выполнены".
Однако остается ли маневр для переговоров, учитывая, что существует экспертное мнение, согласно которому консультации между НАТО и Россией по ПРО зашли в тупик? Грушко уверен, что дипломатам и военным не время опускать руки: "На чикагском саммите было объявлено о первоначальной готовности натовской системы ПРО. На сегодняшний день в ее нынешней конфигурации она не представляет прямой угрозы для стратегической стабильности и не способна создавать угрозы для российского стратегического потенциала. Тем не менее, нет никаких гарантий, что она не будет развиваться в сторону приобретения соответствующих способностей".
Выйти на опасный для российского оборонного потенциала уровень натовское ПРО сможет не раньше 2017 года. А до тех пор, подытожил Грушко, пока еще существует переговорное окно: "У нас есть время. Мы готовы к ведению переговоров как с США, так и с другими странами НАТО на этот счет".