И то, что идущая с начала 2000-х годов пенсионная реформа заходит в тупик, очевидно. Расходы ПФР стремительно растут, и в нынешнем году дотации фонду из федерального бюджета превысят 1 трлн рублей, а бюджет-2013 сверстан без учета пенсионной реформы.
При этом пенсионные взносы, которые уплачивают работодатели, покрывают менее половины выплат, а увеличение нагрузки на бизнес грозит подрывом стимулов к предпринимательской деятельности или массовым бегством предпринимателей в теневой сегмент. И главное, уровень пенсий у нас в стране никак нельзя назвать достойным, несмотря на предпринимаемые властью усилия по их индексации. Существуют даже расчеты, свидетельствующие о том, что если все оставить как есть, то коэффициент замещения, определяющий, насколько соотносится уровень пенсий с размером зарплат, упадет за ближайшие 40 лет в 2 раза. А ведь он у нас и так ниже, чем в странах ОЭСР. Заниженные пенсионные выплаты и социальные пособия, едва покрывающие коммунальные платежи и расходы на лекарства малоимущих категорий населения, воспринимаются нашими согражданами как несправедливость, как незаслуженная недооценка их вклада в приращение национального богатства.
И похоже, сегодня ни у ключевых министерств, ни в экспертных кругах пока нет консолидированной позиции, какие механизмы и инструменты необходимо задействовать для того, чтобы придать пенсионной системе устойчивый характер, адекватный экономическим реалиям и социальным ожиданиям нынешних и будущих пенсионеров.
На последнем отрезке своего существования минздравсоцразвития направил в правительство письмо с предложением отменить обязательную накопительную часть пенсии, а взносы по действующей ставке тарифа в 22% полностью направлять в солидарную часть. Это могло кое-кому показаться обескураживающим. Однако не станем спешить с выводами. В том же письме содержится важный тезис о том, что накопительная часть пенсии не упраздняется как таковая, ее смогут формировать сами работники на добровольной основе, причем не только в негосударственных пенсионных фондах, но и в страховых компаниях и в кредитных организациях. Еще важнее тезис, что государство может стимулировать частные накопления путем программ софинансирования и предоставления налоговых льгот.
Задача предпринимательских объединений, на мой взгляд, состоит в активизации работы с депутатским корпусом, дабы такая возможность превратилась в действующий императив уже со следующего года. Тогда действительно подтвердятся расчеты экспертов, согласно которым работник, формирующий пенсию за счет всех трех уровней, а именно - обязательной государственной, корпоративной и добровольной накопительной в течение 30 лет, при выходе на пенсию будет получать около 70-80% утраченного заработка.
Что же касается предложенного минфином варианта пенсионной реформы, который многие эксперты окрестили "За честную бедную старость", то эта концепция опирается на идеи экспертной группы по доработке "Стратегии 2020" и нацелена на то, чтобы к 2029 году сделать пенсионную систему полностью бездефицитной. Конечно, некоторые положения минфина достойны серьезного внимания и тщательного изучения. В частности, предлагаемый ориентир по установлению для нынешних и будущих пенсионеров, родившихся до 1967 года и не имеющих обязательной накопительной части пенсии, минимального уровня пенсионных выплат не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе, где проживает данный пенсионер.
Углубленного анализа требует также предложение по формированию трудовой пенсии преимущественно на накопительных принципах с применением различных вариантов, таких, например, как уплата дополнительного тарифа страховых взносов работодателем либо самим работником. Что же касается другой минфиновской "новации" - изменения действующего механизма индексации пенсий, когда вместо индексации в соответствии с уровнем инфляции и уровнем повышения доходов ПФР предлагается повышать пенсии только с коэффициентом, равным среднему значению между инфляцией и ростом зар платы за прошедший год, то это нововведение ТПП РФ не поддерживает. Оно не должно войти в согласованный межведомственный проект пенсионной реформы, который планируется представить правительству.
Обсуждение этих вопросов активно ведется и в Комитете ТПП РФ по социальной политике. В поиске оптимальных вариантов следует повнимательнее присмотреться и к опыту наиболее успешных негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
К сожалению, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность НПФ, мешает их полноценному развитию. И в первую очередь необходимо ускорить принятие законопроекта "Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц", который был подготовлен и опубликован на сайте ФСФР еще в ноябре прошлого года. Документ в корне меняет сложившуюся практику отчетности НПФ, согласно которой по итогам года фонды должны были отражать на счетах клиентов только положительный финансовый результат. Теперь же НПФ получили право фиксировать и отрицательный результат. После внесения некоторых корректив его отправили на регистрацию в минюст, где он находится до сих пор. Между тем фонды вынуждены были сдавать свою финансовую отчетность по старым правилам.
Но дело не только в нововведениях в бухгалтерских проводках. Ведь в отсутствие обещанных новых правил учета фондам придется закрывать убытки из собственных средств либо расписывать убытки по счетам клиентов без всяких нормативов.
Деловая общественность давно предлагает либерализировать требования к инвестиционным декларациям НПФ и УК, управляющим средствами пенсионных накоплений. Но только недавно минфин счел необходимым начать проработку законодательных изменений, которые позволят вкладывать средства пенсионных накоплений в бумаги, не входящие в котированный список А1, а также в бумаги из ломбардного списка ЦБ и бумаги госкорпораций.
Еще мы рассчитываем на рассмотрение Госдумой внесенного в апреле этого года установления налоговых вычетов в размере 1 тыс. руб. за каждый месяц налогового периода для лиц, получающих пенсию по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Тем самым будет устранено существующее неравенство в пенсионных правах граждан, которые получают пенсию в ПФР, и граждан, являющихся клиентами НПФ. Налоговые выплаты при негосударственных пенсиях уже действовали. До 1 января 2012 года они составляли 400 руб. за каждый месяц налогового периода, но затем были отменены. Конечно, возврат вычета - достаточно скромный шаг. Мы надеемся, что вскоре последует освобождение от налогообложения выплат, которые в сумме с государственной пенсией не превышают 15 тыс. руб. Это приведет к существенному стимулированию развития пенсионных программ предприятий.
Ну и, разумеется, не на пустом месте возникла идея дифференцировать уровень пенсионного обеспечения граждан в зависимости от размеров их доходов. Ведь отечественная пенсионная система имеет четко выраженный уравнительный характер. Она ориентирована в большей степени на выполнение социальных функций, обеспечение гарантированного минимума доходов нетрудоспособным членам общества, чем на решение задачи сглаживания уровня жизни на продолжении всего жизненного цикла. Одно из достоинств НПФ как раз состоит в том, что они дают возможность устранять такое несоответствие.
Насколько мне известно, бизнесмены в подавляющем большинстве своем согласны с тем, что для низкооплачиваемых работников необходимо оставить солидарную или, иначе говоря, распределительную систему, которая будет поддерживать уровень пенсий на прожиточной отметке пенсионера или несколько выше. А вот работникам со средними и высокими доходами нужно совершенствовать юридические и организационные условия, чтобы они смогли зарабатывать более высокую пенсию за счет индивидуальных накоплений.
Согласно прогнозу развития пенсионной системы на 2013-2015 гг., подготовленному Министерством экономического развития России, пенсионная система в среднесрочной перспективе будет характеризоваться следующими дисбалансами:
Удельное число наемных работников на одного получателя трудовой пенсии сократится с 1,23 до 1,18 (0,98 в 2030 году);
Средневзвешенный тариф страховых взносов, отчисляемый на страховую часть трудовой пенсии, сократится с 18,7% до 18,0% (16% в 2030 году) в связи с повышением доли лиц 1967 года рождения и младше (отчисляющих 6% тарифа на накопительную часть пенсии) в структуре наемных работников;
Соотношение среднего размера трудовой пенсии к средней заработной плате снизится с 36,1% до 33,7%, а среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера возрастет с 1,68 до 1,83 раза;
Дефицит бюджета ПФР увеличится в номинальном выражении, однако будет удерживаться на уровне 2,6% ВВП.