- Какова сегодня динамика развития торгово-экономических отношений между нашими странами?
- Несмотря на все сложности, которые испытывает Куба в связи с американской экономической блокадой (ущерб уже составил более $900 млрд), наше партнерство с Россией развивается в позитивном ключе. Хотя в 2011 году наш товарооборот, по данным ФТС России, снизился по сравнению с 2010 г. на 22% и составил 224,7 млн долл., однако уже в январе-июне 2012 г. объем российско-кубинского товарооборота по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. возрос на 11% и составил 116,9 млн долл. Положительное сальдо России в торговле с Кубой в январе-июне 2012 г. составило 44,5 млн долл.
- Что преобладает в структуре российского экспорта на Кубу?
- В 2011 году основная доля поставок пришлась на машины, оборудование и транспортные средства - 72,2% (60,2% в 2010 г.), продукцию химической промышленности - 10,2% (4,1%), металлы и изделия из них - 12,9% (9,6%). Удельный вес древесины и целлюлозно-бумажных изделий в российском экспорте составляет 9,0% (3,6%), минеральных продуктов - 1,6% (1,2%), продовольственных товаров и сельхозсырья - 0,04% (14,7%). Основные экспортные товары в 2011 г. (около 80% всех поставок): трансформаторы электрические, аппаратура радиолокационная и радионавигационная; транспортные средства спецназначения и запасные части к ним (в т.ч. двигатели внутреннего сгорания), железнодорожный материал, двигатели турбореактивные и турбовинтовые, шины, удобрения азотные, разъединители и выключатели электрические, газетная бумага, вагоны железнодорожные, насосы жидкостные, пшеница и меслин.
- Как вы считаете, наш торгово-экономический лимит не исчерпан?
- Безусловно, нет. Наша цель сегодня - достигнуть максимум взаимодействия на уровне межрегионального партнерства. Возможно, Куба не самая богатая страна в плане финансового благосостояния, но точно - не по части ресурсов. Если говорить о добыче, то российские энергокомпании давно работают на кубинском рынке. Впрочем, мы зовем наших партнеров поучаствовать в добыче и других полезных ископаемых. А пока Куба продолжает сохранять высокие темпы в традиционных отраслях, интересных для российских компаний, - нефтедобыча, переработка углеводородов. Мы активно развиваем туризм. К слову, в прошлом году число российских отдыхающих на Острове свободы достигло 70 тыс. человек - это 120-процентный рост по сравнению с прошлым годом. Ожидаем, что к концу года это будет 80-90 тыс. человек.
- Эксперты неоднократно говорили о том, что серьезный импульс нашим отношениям сможет дать "линия" транспортных отношений. Насколько мы понимаем, речь идет прежде всего об авиасообщении.
- Мы сейчас ведем активные переговоры с одной из российских авиакомпаний на предмет организации регулярных прямых перелетов между нашими странами. Мы также надеемся к концу года закончить переговоры с крупными российскими авиакомпаниями на получение кредитов на строительство гражданских самолетов. Неплохие перспективы и с вертолетными компаниями. Не могу назвать точную сумму, но речь идет о сотнях миллионов долларов.
- В какой еще российской продукции нуждается Куба?
- В грузовых и гражданских лифтах, оборудовании для их обслуживания. Нам требуется и другая техника. Например, деревообрабатывающая. С другой стороны, в поддержке нуждаются и наши биомедицинские проекты. Скажем, кубинскими учеными разработаны лекарственные препараты для лечения таких болезней, как сахарный диабет или рак кожи. Если говорить об инвестировании в новые энергетические проекты, то стоит упомянуть совместные планы по разработке и строительству теплоэлектростанций, развития источников альтернативной энергетики. Это прежде всего включает производство "зеленых" видов топлива в биоэтанол и другие. Наши компании хотят совместно с РФ выйти на международный рынок по этим направлениям.
- Огромную роль будет играть межрегиональное сотрудничество...
- Безусловно, приведу пример: на днях мы посетили Башкортостан. В этой республике сильны традиции неф тепереработки - это и заводы, и образование. Плодотворное сотрудничество ведется с Московской областью. Здесь у нас назревают большие планы. Другой перспективный регион - Татарстан. Огромные возможности по части взаимодействия в транспортной сфере. Мы высоко ценим качество российских автомобилей, особенно таких, как "КамАЗ". С другой стороны, мы хотим увеличить наш экспорт в российские регионы. Например, рыбную продукцию, фрукты, картофель (в зимнее для России время), традиционные наши продукты - ром, табак, цитрусовые концентраты и так далее. Надеемся, что дополнительный импульс этим процессам дадут переговоры межправительственной комиссии в ноябре.