Кто не успел, тот опоздал - примерно так говорят гражданам разнообразные столоначальники, когда речь заходит о невыданных надбавках к пенсионным выплатам. По чиновничьей логике, если пенсионер вовремя не подал нужные бумажки на увеличение причитающейся ему от государства суммы, то это его личные проблемы и ему не вернут те деньги, которые он по разным причинам не смог вовремя потребовать. Проще говоря, надбавки пенсионеру чиновники согласны платить, но не за прошлые годы.
Столкнувшись в одном из исков с подобной ситуацией, Верховный суд ее разобрал и сурово заявил, что сумма, не полученная пенсионером по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсии, выплачивается за прошедшее время в полном объеме и, главное, без ограничения каким-либо сроком.
Это разъяснение Верховного суда имеет особую важность. Ведь оно касается не только одного-единственного случая. В подобную ситуацию может попасть и попадает много пенсионеров и тех, кому такие выплаты положены.
А все началось с прокурора Приморского района Санкт-Петербурга, который пошел в суд, защищая вдову и несовершеннолетних детей погибшего сотрудника органов внутренних дел. Дело в том, что капитан, тогда еще милиции, был в служебной командировке на Кавказе, где совершил подвиг. Случилось это давно - в январе 2000 года. Спустя шесть месяцев ему было посмертно присвоено звание Героя России. Наше государство старается по мере возможности помочь вдовам и сиротам таких людей. Но между государством и сиротами есть посредники - чиновники, которые вроде бы обязаны выполнять те законы, которые специально для таких случаев написаны, но часто особо не заморачиваются чужим горем.
Если выразиться конкретнее, то пенсия по потере кормильца вдове и детям погибшего капитана, конечно, была назначена. Но выплачивалась без учета Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел..." (1993 г. N 4468-1). По этому закону пенсии по потере кормильца для Героев России повышаются на 50 процентов, а с 1 января 2002 года и на все сто процентов.
Районный суд Северной столицы иск прокурора рассмотрел еще в 2010 году. Решение было такое - деньги вдове и сиротам пересчитать и доплатить. Но - только начиная с 2008 года. Городской суд с таким решением согласился.
Тогда в Верховный суд обратился уже заместитель Генерального прокурора. Он попросил отменить оба судебных решения. Что Верховный суд и сделал, посчитав, что районным и городским судами были нарушены нормы закона.
Вот как рассуждали питерские суды. Пенсию по потере кормильца вдове капитана и его детям назначили спустя два месяца после похорон. А звание Героя России капитану посмертно присвоили позже, когда его жена и дети уже получали пенсию по потере кормильца. Местные суды в своих решениях сослались на 55-ю статью Закона N 4468-1, в которой сказано, что если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, но вовремя не посуетился, то разницу между прежней и новой пенсиями он может получить только за 12 месяцев. А вдова пришла за перерасчетом пенсии в Центр пенсионного обслуживания ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области только в конце 2009 года. Поэтому районный суд и присудил перерасчет лишь за 12 месяцев. И еще она вовремя не написала соответствующее заявление, сказали вдове в суде.
В законе о пенсионном обеспечении военных, при назначении пенсии по потере кормильца, сказано, что она дается каждому члену семьи, который имеет на нее право. Так что государство повышает пенсию не только Героям России, но и членам их семей по потере кормильца.
В суде выяснилось, что в пенсионном отделе Центра пенсионного обслуживания ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области есть справка за 2000 год о присвоении капитану Героя России посмертно. Так что пенсионные чиновники прекрасно знали еще в 2000 году, что имеют дело с близкими Героя. И что им положена повышенная пенсия. Так что ответчик по делу - ГУВД - был осведомлен о награде. Вдова и дети Героя имели право на повышенную пенсию с момента награждения мужа и отца. Именно с этого времени чиновники могли своевременно сделать перерасчет пенсии.
Кстати
Верховный суд напомнил, что в том же самом законе - N 4468-1 есть статья 58. В ней написано: сумма пенсии не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. По сути он заявил: вывод районного суда о том, что пересчитывать пенсию можно было только по письменному заявлению вдовы - ложь. В документе, естественно, это звучит более деликатно: "Вывод суда не основан на законе". Все решения местных судов по этому делу были отменены, и Судебная коллегия по гражданским делам велела дело пересмотреть заново.