24.09.2012 23:43
    Поделиться

    S&P прогнозирует резкое ухудшение финансовых показателей регионов РФ

    В ближайшие годы финансовые показатели регионов существенно ухудшатся, даже если налоговые доходы продолжат расти. С таким прогнозом выступил ведущий аналитик Standard & Poor s Карен Вартапетов на заседании Комитета Торгово-промышленной палаты РФ, посвященном инвестиционным рейтингам регионов.

    Эксперт полагает, что такая ситуация сложится из-за растущего давления на расходную часть бюджетов. Тем самым, по оценкам Standard & Poor s, это значительно увеличит разрыв между кредитным качеством самых богатых и самых бедных территорий.

    С этой оценкой в целом согласны и остальные представители "большой тройки" - Moody s и Fitch Ratings, - принявшие участие в заседании. Так, по мнению Александра Проклова, вице-президента - главного аналитика Moody s, регионы в ближайшие месяцы будут вынуждены наращивать долги. Главные причины такого негативного прогноза стали очевидны после детального анализа ключевых рисков, которым подвержены регионы и которые в последние месяцы все более заметны. Во-первых, по оценке Moody s, за июль-август налоги на прибыль упали во многих субъектах Российской Федерации. Однако пока ситуация не критична, так как падение основного налога еще не достигает максимального показателя, зафиксированного в кризисном 2008 году, а именно 40 процентов.

    Во-вторых, у аналитика агентства вызывают тревогу социальные риски. Региональные бюджеты уже ощущают сложности с обязательствами по социалке. "В этом году расходы местных бюджетов будут отражать полный годовой объем расходов, связанных с предвыборными обещаниями",- полагает Карен Вартапетов. С этой ситуацией скорее всего столкнутся все без исключения территории, вне зависимости от их "тяжеловесности". По прогнозу Moody s, даже Москва в следующем году скорее всего будет вынуждена выйти на рынок заимствований.

    Не менее важным риском, способным негативно отразиться на кредитном рейтинге регионов, по мнению аналитиков, является тенденция к снижению государственной помощи территориям. К примеру, в этом году они получат из федеральной казны 110 миллиардов рублей кредитов, а в 2013 году - всего 75 миллиардов рублей. Регионам придется обрастать рыночными долгами, брать взаймы. Ведь капитальные расходы быстро растут, да и потребности остаются высокими. Тем не менее, как признают эксперты, несмотря на официальные заявления о сокращении трансфертов регионам, по факту господдержка всегда на 20 процентов выше заявленной. По мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, структура трансфертов из федерального бюджета по-прежнему напоминает "лоскутное одеяло":

    - Соотношение дотаций, субсидий и субвенций в субъектах Российской Федерации очень разное. Наиболее непрозрачным видом помощи (точнее, особой поддержки) являются дотации на сбалансированность. В прошлом году они вновь выросли в полтора раза - до 154 миллиардов рублей, что составляет 2 процента всех доходов бюджетов регионов и 9 процентов всех трансфертов, хотя кризис вроде бы завершился. Цели выделения дотаций на сбалансированность разные: дополнительное финансирование наиболее политически проблемных республик Северного Кавказа или депрессивных регионов, частичная компенсация слишком быстрого сокращения дотаций на выравнивание, рассчитываемых по формуле, в регионах страны с быстро растущей экономикой (Калужская область), компенсация выпадающих доходов бюджета (Тюменская область) и т.д.

    Тем не менее представители "большой тройки" рейтинговых агентств очень аккуратны в прогнозе развития ситуации. Среди возможных сценариев того, как регионы смогут "свести концы с концами", Moody s предлагает лишь самые очевидные: сокращение расходов, предоставление адресной помощи со стороны федерального правительства и системные реформы межбюджетных отношений и принципов выравнивания. По мнению директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, в перспективе стоит ждать лишь секвестирования господдержки: "Уже в этом году объемы антикризисных средств и некоторых видов межбюджетных субсидий резко снизились, хотя объем дотаций на выравнивание был даже увеличен. В ближайшей перспективе объем межбюджетных трансфертов и в абсолютном значении, и как доля в расходах федерального бюджета и доходах региональных бюджетов снизится".

    Оценка кредитоспособности региона - дело трудоемкое. Чтобы присвоить кредитный рейтинг тому или иному региональному органу власти в Standard & Poor s, например, учитывают как систему региональных и местных финансов, так и индивидуальный кредитный портфель. В последнем в расчет берутся такие показатели, как долговая нагрузка, ликвидность, качество управления финансами. Однако для окончательной оценки берутся во внимание и корректирующие факторы: суверенный рейтинг, высокая вероятность экстренной поддержки со стороны государства и т.д. В настоящее время Moody s и Standard & Poor s работают лишь с двадцатью регионами, поэтому общая картина оценки кредитоспособности, прежде всего местной власти, далеко не полная.

    Насколько рейтингование регионов способно повлиять на приток инвестиций? С одной стороны, инвестору в принципе важно, чтобы у региона был кредитный рейтинг. С другой стороны, рейтинговые агентства не занимаются отслеживанием по факту, какое количество инвестиций пришло на территорию, получившую высокий рейтинг.

    - Эти рейтинги необходимы для принятия стратегического решения, к примеру иностранной компанией по "вхождению" в Россию, и поэтому имеют значения, к примеру, на совете директоров,- полагает председатель совета директоров АКГ "Градиент Альфа" Павел Гагарин. По мнению эксперта, на практике инвестиционный рейтинг отличается от того, что рассчитывается по специальной методике агентств. Он полагает, что одним из серьезных аргументов, определяющих поведение инвестора на рынке, является административный риск. Именно поэтому Павел Гагарин предложил "большой тройке" корректировать кредитные рейтинги, если они нацелены на инвестора.

    Поделиться