Инструкцией определены новая форма паспорта сделки (ПС), порядок его заполнения и сроки для его оформления и закрытия. Срок оформления ПС зависит от того, какое из обязательств по контракту начинается раньше: осуществление валютных операций или исполнение иных обязательств по контракту. Например, при списании валюты по контракту от нерезидента на счет резидента или в пользу нерезидента со счета резидента паспорт сделки оформляется не позднее срока, установленного для предоставления резидентом справки о валютных операциях. При исполнении обязательств по контракту посредством вывоза (ввоза) при наличии требования о декларировании товаров - не позднее даты подачи декларации, при отсутствии требования об оформлении декларации - не позднее срока оформления справки о подтверждающих документах. Нововведением является предоставление резидентам возможности в случае, если изначально общая сумма контракта не определена, оформлять ПС только в случае, если сумма расчетов по контракту превысит 50 тыс. долларов, а также оформлять ПС в случае изменения суммы обязательств по контракту. Паспорт сделки должен будет представляться в банк только в одном экземпляре.
Расширен перечень сделок, по которым должен быть оформлен ПС. Помимо операций, связанных с экспортом и импортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, кредитами и займами, оформлять паспорта теперь требуется при реализации агентских договоров (договоров комиссии, поручительства), продаже (приобретении) и оказании услуг, с ними связанных, ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, передаче недвижимого имущества по договору аренды или финансовой аренды (лизинга).
Инструкцией определены новый порядок оформления справок о валютных операциях и новые сроки их предоставления в банк. При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет справка о валютных операциях и указанные в ней документы, связанные с проведением валютных операций, предоставляются в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, а при списании иностранной валюты с расчетного счета - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты. В случае зачисления на расчетный счет резидента суммы в российских рублях, поступившей от нерезидента, и (или) списания с его счета в пользу нерезидента валюты РФ по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, резидент также обязан представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке. При зачислении на расчетный счет валюты РФ, поступившей от нерезидента, справку необходимо предоставить в банк не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств, а при списании рублей в пользу нерезидента - одновременно с расчетным документом.
При заполнении справки о валютных операциях необходимо указывать информацию об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа.
Новый порядок также коснется оформления справок о подтверждающих документах, изменены и сроки их предоставления в банк. При исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах следующие документы. В случае вывоза (или ввоза) товара с территории РФ - таможенную декларацию или иные документы, используемые в ее качестве, за исключением временной, транзитной и итоговой ТД. А при отсутствии требования о декларировании - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории РФ или их ввозе. Справка о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы представляются резидентом в банк не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в регистрационном номере ТД, или даты выпуска товаров, в зависимости от того, что наступит позднее, а в случае отсутствия требования о декларировании - не позднее 15 рабочих дней по окончании месяца, в котором они оформлены.
Участникам ВЭД следует обратить внимание на изменения кодов видов валютных и иных операций в группах 10 (экспорт товаров), 11 (импорт товаров). Инструкцией вводятся новые группы кодов - 22, 23, для контрактов смешанного типа.
Определен новый порядок обмена документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и банками. При обмене документами и информацией на бумажном носителе документы, оформляемые юридическим лицом - резидентом (за исключением кредитных организаций), подписываются лицом, наделенным правом первой или второй подписи, заявленной в карточке, с образцами подписей и оттиска печати, и заверяются оттиском печати юрлица. Документы также могут быть подписаны иным сотрудником юридического лица, наделенным таким правом, в том числе на основании распорядительного акта или доверенности.
Возможен обмен документами и информацией между резидентом и уполномоченным банком в электронном виде. Документы, направляемые резидентом в уполномоченный банк в электронном виде, подписываются электронной подписью резидента.