По абсолютному количеству отказов в выплате первое место занял "Росгосстрах" - 51 553 отказа. Однако у компании в то же время и самое большое число действующих договоров - 25,1 млн, поэтому доля отказов в выплате у страховщика небольшая и составляет менее 0,21%. Второе место по количеству отказов заняла компании "Альянс", доля отказов в портфеле договоров составляет менее 0,46%, третье место - СГ МСК с долей 0,35%, четвертое - "РЕСО-Гарантия" (0,27%), пятое - "Ингосстрах" (0,23%). Что касается отказов в выплатах по договорам ОСАГО, первое место также занял "Росгосстрах" (31 965 отказов с долей 0,23%), за ним с большим отрывом по числу следуют "Альянс" (4801), "РЕСО-Гарантия" (4404), ВСК (3492) и СГ МСК (2991). "Росгосстрах" занимает и первое место по числу отказов по КАСКО - 11 641 отказ.
Директор по страхованию автогражданской ответственности СК "Альянс" Андрей Антохонов отметил, что отказы не являются столь острой проблемой в урегулировании ОСАГО: гораздо больше споров происходит вокруг суммы произведенной выплаты. Если происходит отказ, то он, как правило, четко обоснован согласно перечню оговоренных в законодательстве причин. "Перечень ситуаций, когда в выплате по ОСАГО следует отказ, довольно широк. В основном это непредставление ТС на осмотр, отсутствие необходимых документов, заключение по трасологии о несоответствии повреждений характеру ДТП (выявленные случаи попыток мошенничества), заявление по полису с уже окончившимся сроком на момент ДТП или иным ТС в полисе, чем то, что участвовало в ДТП",- рассказал Антохонов. Этим список причин для отказов не исчерпывается, но остальные случаи более редкие.
"Причины отказов кроются в условиях договора каждой страховой компании. Одними из распространенных причин отказа являются умышленные действия страхователя, в результате которых произошел страховой случай, несоблюдение сроков подачи документов, алкогольное опьянение страхователя при наступлении страхового случая или управление автомобилем лицом, не указанным в полисе в момент ДТП, - рассказал Глеб Славутский, директор по развитию и маркетингу компании "Автолокатор".- Причины снижения средней выплаты по полисам ОСАГО могут заключаться в сокращении количества ДТП или снижении убытков. Однако, по данным ГИБДД, количество ДТП в 2012 году возросло по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Количество заявленных убытков осталось примерно на том же уровне. А между тем сборы страховщиков растут. Поэтому возможно предположить, что страховые компании пытаются сознательно минимизировать выплаты".
По словам Славутского, если такая тенденция сохранится, для страховых компаний это может обернуться, с одной стороны, увеличением количества исков, с другой - увеличением спроса на КАСКО: таким способом автовладельцы постараются гарантировать себе более-менее адекватные выплаты при аварии. Возможным выходом из этой ситуации может стать ограничение рентабельности страховщиков по полисам обязательного страхования или использования технологических средств минимизации расходов. "Например, с помощью технологий ГЛОНАСС-мониторинга возможно не только получение информации о стиле езды каждого автовладельца, что позволит применять повышающие коэффициенты для агрессивных водителей, но и получение информации о ДТП, силе и характере повреждений, реконструкции событий при аварии", - пояснил эксперт. Во втором полугодии, по его словам, прогнозируется концентрация рынка автострахования, небольшие компании с долей автострахования более 65% вынуждены будут уйти с рынка. При этом влияние крупных компаний на рынке усилится. Уже сейчас, по некоторым оценкам, основными инициаторами снижения выплат являются именно они.
Согласно отчетности ФСФР, общее количество действующих договоров по страхованию на конец первого полугодия составило 85 млн, из которых 76,8 млн - это договоры с физлицами, 8,2 млн - с юрлицами. Договоров ОСАГО было заключено 35,9 млн, КАСКО - 4,1 млн.