24.09.2012 23:00
    Поделиться

    Москвичи принесли цветы и игрушки к месту гибели детей-сирот на Минской улице

    После таких трагедий общество обычно обрушивается на сотрудников детского дома, говорят, вот если бы это были их собственные дети, ничего подобного не произошло. Но случай, или судьба, накрыла своим черным крылом и двух молодых педагогов: они погибли вместе со своими подопечными, которых, к слову, воспитывали с самого детства. Гибнут в ДТП дети и из благополучных семей. И это тоже ни с чем не сравнимое горе. Но тем не менее есть во всем случившемся привкус какой-то особой несправедливости: детдомовцам уже один раз очень не повезло в жизни, даже если их интернат был в три раза уютнее прочих, а воспитатели в четыре раза добрее.

    Чтобы эти дети не были обделены еще и памятью после гибели, ищем их педагогов. Лидия Михайловна Борнякова, заместитель директора интерната N 7, весь наш разговор плачет: ребят она знала с четырех лет. Выражаю соболезнования и прошу рассказать о погибших.

    - Добрые необыкновенно они были, таких мало в нашей жизни. С международной выставки на Поклонной горе возвращались, с грамотами, дипломами. Их рисунки заняли призовые места... Простите не могу говорить... - И после слез опять о ребятах, - вот, говорят, что талантливый человек, талантлив во всем. И рисовали, и пели. Столько видеосъемки осталось. Там и Джессика Регуш, и Вика Иванова, и Настя Александрова, и мальчики - Вова Мальцев и Дима Узбеков, царствие им небесное! А этого... задушить, гада!

    - Джессика, такое необычное имя, - говорю, потому что не знаю, как продолжать этот рвущий душу разговор.

    - Ее крестили и назвали Вероникой. А чья она, не знаем точно, подкидыш. В отличие от остальных наших погибших ребяток, которые все сироты. От них родители отказались. Растили их с четырех лет. Трое - уже в девятом классе учатся, - оговаривается Лидия Михайловна, - а двое - в восьмом. Готовились к переходу во взрослый психо-неврологический интернат.

    Спрашиваю, что рисовали на своих последних картинах, ужасаясь неуместности вопроса, но Борнякова охотно вспоминает:

    - Дима Узбеков очень любил животных, а еще автомобили: знал все марки, и "мицубиси", и "тойоты", и "волги". Да вообще мальчик был смышленый. Говорят, что по интеллекту ребята отставали, но они стремились узнать эту жизнь получше. Прекрасно ориентировался Дима в метро, где какая станция, "нет, Лидия Михайловна, неправильно вы говорите, вот здесь нужен переход-то". Хотели очень общаться со сверстниками, - моя собеседница опять плачет: - Дима с Джессикой дружил. Он ее любил, признавался в этом несколько раз, подходил ко мне говорил: "Я Джессику люблю!"

    комментарий

    Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре и искусству:

    - Смерть любого ребенка, вне зависимости от того, семейный это ребенок или детдомовский, - страшная трагедия. Но в том, что произошло в Москве, есть и какой-то знак судьбы. У американского писателя Торнтона Уайлдера есть небольшая повесть "Мост короля Людовика Святого". Он старается понять, почему именно эти, а не другие люди оказались на мосту, который рухнул? Все в этой жизни не случайно, есть какое-то провидение. Поэтому к детям, которые волею судьбы оказались в детском доме или интернате, нужно относиться особенно. Будет ли исчерпана их жизненная травма, зависит от взрослых, которые окружают этих ребят. К примеру, Яснополянскому детскому дому большое внимание уделяет Иосиф Кобзон, регулярно приезжает, привозит своих друзей-актеров, спортсменов, дарит подарки, отправляет на лето в Италию. Эти дети получают больше, чем дети из деревни Ясная Поляна, которые живут в семьях. Исторический пруд в усадьбе "Ясная Поляна" открыт для купания детдомовцев. Это самое простое, что мы могли для них сделать. Мы живем практически в одном пространстве: детдом находится наискосок от входа в музей. Почему прежнее руководство музея запрещало детям купаться в пруду летом, а зимой кататься на коньках, мне непонятно. Это совсем не по-толстовски. Сейчас детдомовцы спокойно могут рвать яблоки в саду, гулять и играть в усадьбе.

    Поделиться