Так, по данным минтранса, ежегодные потери российской экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития превышают 1,8 трлн руб. Из-за плохой дорожной инфраструктуры транспортная составляющая в себестоимости продукции в России достигает 20%, а, например, во многих развитых странах этот показатель не превышает 8%. Кроме того, Россия имеет один из самых низких показателей среди ведущих стран по насыщенности автодорогами на 1 кв. км территории, по количеству аэропортов, а также по уровню развития железнодорожной сети. Решить эти проблемы призвана "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года", создающая благоприятные условия для привлечения негосударственного капитала к строительству и эксплуатации новых транспортных объектов. Предполагается, что создание новой транспортной инфраструктуры будет происходить исключительно с применением инновационных технологий.
"Транспорт является системообразующей отраслью, которая обеспечивает не только перемещение грузов и перевозку пассажиров, но наряду с этим служит катализатором для промышленного роста, создавая спрос на высокотехнологичную продукцию различных сфер народного хозяйства", - отметил министр транспорта РФ Максим Соколов.
По мнению экспертов, реализация таких масштабных проектов возможна только при взаимодействии государства и бизнеса на условиях государственно-частного партнерства. Так, госкомпания "Автодор" намерена реализовывать все крупные проекты (стоимостью 5 млрд руб. и более) на строительство, реконструкцию и комплексное обустройство автомобильных дорог исключительно на принципах ГЧП. Соответствующий приказ недавно подписал председатель правления компании Сергей Кельбах. Это позволит направлять высвободившиеся бюджетные средства в новые проекты, соответственно ускоряя развитие дорожной инфраструктуры.
По этому принципу уже заключено долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство первой очереди, содержание, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе участка новой скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург 258 - 334 км (обход Вышнего Волочка) в Тверской области. Стоимость контракта составила 49,6 млрд руб., срок действия соглашения - 22,5 года. А до 2019 года программа деятельности "Автодор" предусматривает привлечение 320 млрд руб. частных инвестиций.
Однако, считают эксперты, повсеместное распространение государственно-частного партнерства в нашей стране сталкивается с рядом проблем. "Одна из основных - это хроническая нехватка квалифицированных кадров в системе госорганов, - считает член правления Центра развития государственно-частного партнерства Алексей Толстик. - Проекты ГЧП являются сложными, многоуровневыми и предъявляют высокие требования к уровню исполнителей на стороне заказчика - государства. Кроме того, при общем низком уровне государственного менеджмента регионы пока не готовы брать проектные функции на аутсорсинг, то есть привлекать профессиональных юридических, финансовых и технических консультантов для комплексной подготовки проектов. Проекты ГЧП являются изначально дорогостоящими как в упаковке, так и в объеме привлекаемых потенциальным инвестором средств. К тому же они, как правило, имеют длительные сроки реализации - более 10 лет. За это необходимо платить, но государство пока не готово".
Тем не менее в некоторых регионах уже идет реализация масштабных инфраструктурных проектов. Так, например, уже создается нижегородский транспортный узел, включающий в себя строительство хаба-аэропорта, скоростной железной дороги и автодороги, логистических центров. На принципах ГЧП реконструируется питерский аэропорт Пулково, в 2014 году по концессионному соглашению начнется строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 646 - 684 км (так называемый "вход в Петербург"). После сдачи грандиозных мостов в Приморском крае возобновились разговоры о необходимости строительства очередного супермоста - теперь уже через пролив Невельского на остров Сахалин...
Не менее амбициозные проекты намечены или уже реализуются в энергетическом секторе. В отрасли действуют генеральные схемы развития нефтяного и газового секторов, размещения энергообъектов. В конце прошлого года на правительственной комиссии по ТЭК одобрен план развития газо- и нефтехимии до 2030 года. Наращивать потенциал той отрасли предполагается в рамках кластеров, сформированных по географическому принципу: Западно-Сибирского, Волжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного. Базой для каждого кластера станут крупные пиролизные мощности, вокруг которых будут построены производства пластиков, каучуков, а также предприятия по изготовлению конечных изделий из продуктов нефтегазохимии. План одновременно предполагает несколько проектов создания продуктопроводной инфраструктуры: Южный Балык - Тобольск, Череповец - побережье Балтийского моря, Западная Сибирь - Урал - Поволжье и др. По оценкам минэнерго, суммарный эффект от реализации всех заявленных инвестиционных проектов с учетом развития смежных отраслей может составить около 900 млрд руб. в год, а объем налоговых поступлений - около 70 млрд руб.
Программа модернизации электроэнергетики России до 2020 года предполагает обновление этого сектора на базе современного отечественного и мирового опыта, повышение надежности энерго снабжения и энергетической безопасности страны. Документ призван кардинально улучшить технико-экономические показатели отрасли как в части потерь электро энергии, так и показателей расхода топлива. При этом соответствующий рост ввода новых мощностей должен подкрепиться опережающим развитием отечественного энергетического машиностроения.
По данным минэнерго, в нынешнем году планируется ввести в строй 7,5 ГВт генерирующих мощностей. Наиболее значительные объекты здесь - Богучанская ГЭС (почти 2000 МВт), Няганьская (836 МВт), Киришская (540 МВт), Уренгойская (450 МВт) ГРЭС и др. Суммарные вводы в электросетевом комплексе планируются в объеме 31061 МВА трансформаторной мощности (на 13% больше, чем в 2011 г.) и 23,9 тыс. км линий электропередачи (плюс 8% к преды дущему году). По словам министра энергетики Александра Новака, привлекать средства частных инвесторов в инфраструктурные компании стало возможным в том числе благодаря системе RAB-регулирования тарифов, который заключается в том, что капитал, инвестированный в естественную монополию, должен приносить как минимум отдачу, достаточную для привлечения новых инвестиций и развития предприятия, а также соответствовать уровню риска инвестирования.