Михаил Швыдкой: На Дону у всех людей "горят глаза"

Казалось, что в минувшие выходные в Ростове-на-Дону все решили пережениться. Известно, что у нас в Отечестве свадьбы предпочитают играть осенью, но, честно говоря, трудно было представить себе, что в столице Донского края такое количество еще не охваченных семейной жизнью людей решили законно расстаться со своим одиночеством. Праздничные кортежи пытались расталкивать потоки машин, спешащих с правого на левый берег Дона, где находится самая длинная ресторанная набережная, если не в мире, то уж точно в Европе. Впрочем, и на правом берегу не отставали от левого: белоснежно-розовые невесты, позирующие фотомастерам, сталкивались друг с другом и в Покровском сквере, и около Дон-Плазы, и на ступенях знаменитого театра-трактора имени М. Горького. В Ростове в свадебных автопоездах цветные ленты вплетают в диски колес разномастных, но недешевых автомобилей.

Атмосфера разноцветного праздника поглощала городские изъяны, а брутальная энергия местных жителей наводила на мысль, что они в состоянии справиться с любыми трудностями. Чтобы определить эмоциональное состояние ростовчан, в котором они пребывали в конце прошлой недели, мы, приезжие, сошлись на весьма банальном (буду самокритичен) определении: "горящие глаза". Понятно, когда горят глаза у женихов и невест, их родителей и гостей, заполняющих свадебные застолья, - это относится к специфике момента. Но когда горят глаза у губернатора, рассказывающего о перспективе развития области, у ректора университета, взволнованного новыми образовательными идеями, или у руководителя медиахолдинга, мечтающего о формировании новой творческой среды, - то это заставляет устыдиться природного и благоприобретенного за время пребывания в столице скептического отношения к прекрасным порывам. Я не собираюсь идеализировать провинциальную жизнь, но за два дня мы зарядились такой позитивной энергией, которую в Москве, пожалуй, не сыскать и за месяц.

С Георгием Кудиновым, учредителем областной телерадиокомпании "Южный регион", я познакомился лет десять назад в станице Вешенская во время ежегодных Шолоховских дней в здании местного Дома культуры. У него была идея создать сеть сельских электронных кинотеатров, которые должны были бы заменить развалившийся деревенский кинопрокат. Прагматичный и жесткий создатель своей региональной медиаимперии, он всегда понимал, что необходимо постоянное развитие, новые идеи, новые подходы к меняющейся реальности. Он обустраивал свой край и свое дело всерьез и надолго. Но все же у меня были сомнения, когда два с лишним года назад он пришел в Академию российского телевидения, и стал убеждать нас с Р. Я. Беспечной, в ту пору генеральным директором Фонда "АРТ", что необходимо создать не только новый факультет медиакоммуникаций в Донском техническом университете, но еще и организовать при нем телевизионную школу ТЭФИ для подростков, начиная с двенадцати лет. Сомнения сомнениями, но мы открыли эту школу в минувшую пятницу, и из-за трагических событий в нашем телевизионном сообществе назвали ее в память о нашей легендарной Раечке, - Ростовская школа ТЭФИ имени Р.Я. Беспечной. И на открытии горели глаза и у будущих питомцев этой школы, и у Владимира Колодкина, совсем молодого декана нового мультимедийного факультета ДГТУ, прошедшего все ступеньки журналистской и менеджерской деятельности на радио и телевидении. И, естественно, у опытнейшего ректора ДГТУ Бессариона Месхи, который пришел в этот вуз сорок лет назад, еще в ту пору, когда он назывался РИСМ - Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения. Талантливый организатор, сумевший создать один из крупнейших вузов страны с разветвленной инфраструктурой, Месхи оказался человек с острым научно-образовательным чутьем: десять корпоративных кафедр готовят специалистов для реальной индустрии, которая испытывает острейший дефицит современных инженерных кадров.

Факультет "Медиакоммуникации и мультимедийные технологии" - это тоже результат корпоративного сотрудничества. Студенты сразу попадают в профессиональную среду современного медиапарка, созданного в складчину частным информационным бизнесом и университетом. Причем не только российским, - в сотрудничестве с индийским APTECH, одним из лидеров компьютерного образования, создан международный образовательный центр компьютерной графики, мультимедиа и анимации "Arena Multimedia-Rostov", где готовят графических дизайнеров, web-дизайнеров, программистов мультимедиа, аниматоров. При этом для Г. Кудинова и Б. Месхи и их сотрудников важно создать некую творческую среду, которая максимально способствовала реализации студенческих фантазий. Они хотят доказать - самим себе, "городу и миру", - что для получения первоклассного образования, а потом - для интересной работы и увлекательной жизни вовсе не обязательно перебираться в Москву или в Сан-Франциско. Это понимают не только они, - международные компании, производящие, к примеру, компьютерные игры открывают свои филиалы в Ростовской области.

Василий Голубев, губернатор Донского края уверен, что будущее - за творчески ориентированными людьми, где бы они ни работали. Мы встретились с ним сразу после его возвращения с Сочинского экономического форума, где он подписал два важных контракта с французами и немцами, - о строительстве крупнейшего по европейским меркам сахарного завода и создании "ветро-парка" для производства электроэнергии. И у него тоже - горели глаза...Эти заметки - вовсе не реклама Ростовской области, где жизнь сложна и трудна, как и во всяком регионе России. Но важно понять, что эта жизнь - многообразна. И в ней немало обнадеживающего, - того, что слишком часто ускользает от нас в политических хитросплетениях московской жизни. Надо только заметить это, - и поддержать.