Катар намерен вложить 100 миллионов евро во французские пригороды

100 миллионов евро готовы вложить в неблагополучные пригороды Франции власти Катара. Речь об этих инвестициях велась давно. Экс-президент Николя Саркози, бывший на дружеской ноге с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифа Аль Тани, собирался создать специальный фонд на эти средства. Но не успел сделать это до того, как покинул Елисейский дворец. Но идею обустроить пригороды за счет нефтяных денег эмирата поддержал его преемник Франсуа Олланд. В конце августа он принял в Елисейском дворце катарского монарха и, судя по всему, среди прочих вопросов коснулся и этого проекта. О том, что он будет реализован, объявил французский министр подъема производства Арно Монтебур.

Средства Катара пойдут на поддержку и создание малых и средних предприятий в проблемных районах, где преимущественно обитают выходцы из мусульманских стран Северной Африки. Французское государство также финансово вложится в создаваемый фонд, правда, пока не обозначенной, но, очевидно, достаточно скромной, символической суммой. В любом случае, как утверждают сторонники проекта, Париж сможет отслеживать его работу и при необходимости подкорректировать взятый курс.

Тот факт, что благодаря фонду Катар получит прямой доступ в районы, где обитают сотни тысяч выходцев из мусульманских стран, многие во Франции подвергают самой резкой критике. Они ссылаются на обострившуюся в стране обстановку после публикации в журнале Charlie Hebdo карикатур на пророка Мухаммеда.

Своими мыслями по поводу проекта Катара в проблемных кварталах "РГ" попросила поделиться писателя и политического обозревателя влиятельной французской газеты "Фигаро" Ивана Риуфоля.

- Скажу откровенно, я против таких инвестиций, - заявил он. - По ряду причин. В первую очередь потому, что Катар - не демократия, а страна с авторитарным режимом, которая приложила руку к неоднозначным событиям, связанным с так называемой "арабской весной", в частности в Ливии, а теперь и на севере Мали. К тому же Катар поддерживает фундаменталистский ислам. Так что, по моему мнению, вряд ли стоит предпринимать такие шаги в то время, когда во Франции начинают возникать проблемы на религиозной почве.

Во-вторых, этот фонд в основном будет работать в пригородах, где живут в большом количестве мусульмане. Таким образом, нарушается принцип равной доступности для граждан к этим деньгам, независимо от их религиозной принадлежности и убеждений. Проглядывается желание Катара придать фонду некий конфессиональный, а, может быть, и этнический характер.

В третьих, что, на мой взгляд, самое опасное, этой акцией Франция, которая испытывает известные финансовые трудности, как бы передает решение серьезной проблемы городских окраин иностранному государству. К слову сказать, многие департаменты, где находятся проблемные кварталы, трудно отнести в разряд бедных. К примеру, один из них - Сен-Сен-Дени, рядом с Парижем, занимает 15-ю позицию среди самых богатых в стране. К тому же, как стало известно, Катар сейчас планирует к уже имеющимся инвестициям во французскую экономику вложить дополнительно 10 миллиардов евро. Конечно, я не против иностранных капиталовложений, но нужно к ним относиться с большим вниманием, особенно когда деньги поступают из таких стран, как Катар.