25.09.2012 23:45
    Поделиться

    Поморский край показал свой экономический потенциал

    Экономические границы региона открыты для финансовых вливаний
    В рамках 75-летия со дня образования области в правительстве региона прошла презентация экономического потенциала Поморского края. Власти выделили несколько основных направлений, которые были бы особенно интересны потенциальным инвесторам.

    Зеленое богатство

    По данным регионального министерства лесопромышленного комплекса, сегодня в области общий объем расчетной лесосеки составляет 23,8 миллиона кубометров. При этом из них осваивается лишь 11,8 миллиона кубометров, а это значит, остается более 50 процентов неосвоенных лесных ресурсов. Этот запас дает неоспоримое преимущество Поморью. Так, продукция крупных предприятий Архангельской области экспортируется в 79 стран. В регионе действуют крупнейшие в России целлюлозно-бумажные комбинаты: Котласский ЦБК, Архангельский ЦБК, Соломбальский ЦБК. Технологии, которые применяются на производстве, позволяют поставлять высококачественные изделия из древесины: деревянные дома, шпон, щиты, экспортную доску, клееный брус. К слову, клееный брус является уникальной технологией. При помощи него можно создавать легкие, прочные и долговечные конструкции.

    По оценкам специалистов, развитие лесной индустрии в Архангельской области заключается в глубокой переработке древесины, мебельном производстве, изготовление современных строительных материалов и биотоплива на древесной основе. Областная власть поддерживает приоритетные проекты в области освоения лесов, что позволяет получать лесные ресурсы по сниженным ставкам арендной платы.

    Еще один из аспектов лесной промышленности, это "зеленая" энергетика. Сейчас в регионе активно идет внедрение и производство топливных пеллет и брикетов. Это одно из быстроразвивающихся направлений. Известно, что одним из препятствий развития бизнеса на Севере являются высокие тарифы в энергетической сфере. Проблема заключается в большом количестве территорий с децентрализованным энергоснабжением, используется дорогое топливо, такое как уголь, мазут, дизельное топливо. Региональные власти видят решение этого вопроса в развитии альтернативной локальной энергетики, гидро- и биоэнергетики.

    В последнее время широкое распространение получили проекты по производству альтернативного топлива: брикетов и гранул, а также связанные с ними проекты перевода котельных на биотопливо. Примеры таких производств уже есть, это пеллетный завод в Няндомском районе - инновационное биотехнологическое производство, где сами гранулы производятся из отходов лесопиления местных предприятий. Пока эта ниша не полностью занята на территории области, тогда как потенциал ее огромен.

    Как было отмечено на презентации экономического потенциала, в отношении развития энергетической инфраструктуры правительство Архангельской области готово рассматривать различные проекты и технологические решения, которые могут предложить бизнес и наука.

    Соль земли архангельской

    Помимо леса Архангельская область богата залежами полезных ископаемых. Следует отметить, что доля региона в доказанных запасах полезных ископаемых Российской Федерации составляет: по алмазам - 20 процентов, по бокситам - 18, по цинку - 3 процента, по свинцу - 2, по гипсу - 1 процент. Сегодня в Поморье ведется добыча алмазов на месторождении им. М. В. Ломоносова, начинается освоение алмазного месторождения им. В. Гриба. Кроме того, в области добывает гипс всемирно известная компания "Кнауф".

    Надо сказать, что при значительных запасах алмазов и добыче их на территории региона, сопутствующие процессы развиты недостаточно. По оценкам экспертов общий объем добычи алмазов в Архангельской области с 2014 года будет составлять до 4 миллиона карат в год. Поэтому региональная власти особое внимание в ближайшем будущем будет уделять развитию такие проектов, как сортировка и формирование лотов для реализации полезных ископаемых.

    В правительстве Архангельской области уверены, что необходимо глубокую переработке гипсов, базальтов, металлов. При этом власти дают гарантию, что с их стороны будет оказываться всесторонняя поддержка в части реализации государственно-частного партнерства, как путем заключения концессионных соглашений, так и возможностью предоставления налоговых преференций.

    Севморпуть и другие проекты

    - Для нормального и эффективного функционирования лесной, добывающей, перерабатывающей, рыбной и иной промышленности требуется развитая транспортно-логистическая инфраструктура.

    По словам главы региона Игоря Орлова, для развития ресурсного и промышленного потенциала и транспортной доступности территорий в Архангельской области реализуются несколько крупных проектов. Среди приоритетных - строительство глубоководного района Архангельского морского порта и крупной логистической артерии - железнодорожной магистрали "Белкомур". Она пройдет по территориям четырех регионов и обеспечит кратчайший выход грузов в мировой океан из промышленно развитых районов Урала и Сибири.

    Отметим, что подготовка проекта "Белкомур" на данный момент находится в активной фазе. Между управляющей компанией и Государственной корпорацией "Внешэкономбанк" подписан меморандум о совместной реализации проекта на основе государственно-частного партнерства путем заключения концессионного соглашения. Бюджет проекта по строительству магистрали оценивается в 176 миллиарда рублей. Общая сумма частных инвестиций в сопутствующие локальные проекты - более 400 миллиардов рублей.

    Особую значимость проект "Белкомур" приобретает для грузоотправителей в случае синхронной реализации проекта строительства нового глубоководного района Архангельского морского порта в районе острова Мудьюг для судов с осадкой до 16 метров. Тем самым обеспечивается оптимальная транспортно-логистическая схема, направленная на развитие связей России с торговыми партнерами на товарных рынках стран Европейского союза, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии.

    В итоге, Архангельск получит возможность принимать суда дедвейтом до 75 тысяч тонн, предполагается обработка грузов порядка 28 миллионов тонн в год. Объем инвестиций в проект - 30 миллиардов рублей.

    Планируется, что все эти меры станут импульсом к активному развитию Северного морского пути как единой национальной транспортной коммуникации для реализации глобальных стратегических проектов не только для России, но и для всего мира.

    Помимо этого, судостроительный кластер, который сегодня создается на базе северодвинских оборонных предприятий, подготовка квалифицированных кадров Северного (Арктического) федерального университета дают возможность области конкурировать в сфере машино- и судостроения, а также активно участвовать в развитии арктических проектов.

    Прямая речь

    Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

    - Архангельская область обладает всеми необходимыми для того, чтобы стать крупным международным логистическим, промышленным центром и форпостом освоения Арктики. Очевидно, что успех и динамика строительства эффективной, сбалансированной экономики в большей степени будут определяться нашей способностью конкурировать за инвестиции. Поэтому Правительство Архангельской области готово обеспечить инвесторам максимальное содействие и необходимую поддержку. Мы готовы к формированию отношений с инвесторами на основе государственно-частного партнерства во всех сферах деятельности, как на условиях заключения концессионных соглашений, так и иными способами.

    Поделиться