25.09.2012 23:43
    Поделиться

    В России стали применять новый механизм ГЧП

    Что власти намерены предложить бизнесу в обмен на его участие в инфраструктурных и социальных стройках? Как будут меняться условия ГЧП в ближайшее время? На эти и другие вопросы "РГ" ответил заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэконом развития Игорь Кардашев.

    Игорь Поликарпович, а сейчас предприниматели охотно принимают участие в проектах частно-государственного партнерства?

    Если говорить об активности участия частного сектора в реализации инвестиционных проектов, то, безусловно, такая активность наблюдается - особенно на региональном уровне. По данным, полученным из Росреестра, на конец 2011 года на региональном уровне было заключено 833 концессионных соглашения.

    Лидером здесь является Красноярский край, где заключено 415 таких соглашений. На втором месте по их числу - Иркутская область (189 соглашений). На третьем - Самарская область (44 концессионных соглашения).

    Если говорить о концессионных соглашениях, заключенных на федеральном уровне, то это преимущественно проекты в транспортной сфере. Самые крупные из них - строительство нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М1 "Беларусь" Москва - Минск, строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58-го километров.

    Таким образом, в рамках Инвестиционного фонда реализуется сейчас 18 общегосударственных и 25 региональных проектов.

    Проекты из каких сфер наиболее востребованы бизнесом?

    Наибольшее число концессионных соглашений приходится на коммунальную инфраструктуру, объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. Это примерно 90 процентов от общего количества концессионных соглашений. Дальше идут объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии. На сферу образования приходится около трех процентов концессионных соглашений, здравоохранения - около 1 процента, на соглашения в сфере аренды нежилых помещений, строительства теплотрасс, переработки и утилизации бытовых отходов - в сумме около 3 процентов.

    А в каких сферах бизнес пока присутствует недостаточно?

    Прежде всего применение механизмов государственно-частного партнерства все еще значительно ограничено в социальной сфере - образовании, здравоохранении, спорте, культуре. Дело в том, что в сравнении, например, с инфраструктурой, промышленностью объекты социальной сферы обладают низкой инвестиционной привлекательностью.

    Как вы считаете, эту ситуацию можно исправить?

    На мой взгляд, для перспектив создания и развития партнерства в социальной сфере необходимо проработать вопрос о налоговых стимулах при работе бизнеса в таких отраслях, возможности дополнительных способов получения дохода. Надо уделить внимание тарифному регулированию на оказываемые услуги. Все это требует совершенствования законодательной базы.

    Для того чтобы создать условия для привлечения частных инвестиций в экономику субъектов и муниципальных образований, минэкономразвития разработало проект федерального закона "О мерах по развитию государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Сейчас проект документа проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    Тем не менее удачные примеры частно-государственного партнерства в социальной сфере существуют и сейчас. Один из них - реализация проекта в рамках заключения концессионного соглашения в Республике Татарстан по реконструкции Межрайонного центра амбулаторного гемодиализа в Казани. По соглашению предусмотрено оказание услуг населению по регулируемым ценам (тарифам) и принятие концедентом расходов на создание и использование объекта. Или концессионное соглашение о финансировании строительства, оснащения оборудованием и эксплуатации физкультурно-оздоровительного комплекса на территории Краснобаковского района Нижегородской области.

    Сейчас основными механизмами частно-государственного партнерства являются концессионные соглашения и софинансирование проектов из Инвестиционного фонда. Перечень инструментов может быть расширен?

    Это уже происходит. Например, в последние два года в рамках частно-госу дарственного партнерства также стали использоваться государственные гарантии Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов. Например, в 2010 году были выданы государственные гарантии на реализацию проектов по строительству в Санкт-Петербурге автомобильной дороги Западный скоростной диаметр, по строительству скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58-й км, о котором я уже упоминал. Госгарантии были использованы и при строительстве нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М1 "Беларусь" Москва - Минск.

    Кроме того, в 2012 году вступили в силу изменения в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 16 Федерального закона "О государственной компании "Российские автомобильные дороги". Благодаря этим новациям теперь в России можно применять такой широко известный в зарубежной практике механизм частно-государственного партнерства, как контракты жизненного цикла.

    И чем привлекательна такая схема для государства и для бизнеса?

    Использование контрактов жизненного цикла дает государству возможность возлагать на инвестора обязательства по выполнению проектно-изыскательских работ, строительству и эксплуатации объекта. Еще одна важная особенность - на протяжении всего срока жизни проекта инвестор несет ответственность за технологические, эксплуатационные и другие риски.

    А инвестору такая схема позволяет обеспечивать возврат заемных средств, направленных на реализацию проекта, и повышать доходность от проекта за счет гарантирования государством оплаты услуг по обслуживанию и эксплуатации созданного объекта.

    Безусловно, при взаимодействии инвестора и государства при реализации инвестиционных проектов в рамках частно-государственного партнерства при любых схемах обе стороны делят между собой как риски, так и выгоду. Но, скажем, при реализации инвестиционного проекта в рамках концессионного соглашения предприниматель получает возможность получить прибыль от эксплуатации объекта, в строительство или реконструкцию которого он вложил деньги. Если речь идет об автомобильной дороге, то инвестор имеет возможность получать прибыль от возведения и последующего использования прилегающей инфраструктуры.

    Какие новые проекты для частно-государственного партнерства могут быть предложены предпринимателям в перспективе? И на каких условиях?

    Если говорить о новых инвестиционных проектах, то стоит отметить, что сейчас минтранс с участием федеральных органов исполнительной власти, в том числе минэкономразвития, обсуждает схему, которая позволит реализовать планы по взиманию платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам. Предполагается, что с 2014 года транспортные средства массой свыше 12 тонн должны будут возмещать вред, причиняемый автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Для этого на конкурсной основе должен быть выбран оператор по взиманию платы. На концессионера будет возложена обязанность и по организации системы по контролю над большегрузами.

    Принципиальное решение о заключении такого соглашения уже принято, начата активная работа по подготовке к конкурсу.

    Поделиться