И вот в сентябре, на первом заседании созданной в регионе межведомственной земельно-имущественной комиссии, табу сняли. К тому времени в областном правительстве скопилось 160 заявлений на перевод. Если учесть, что комиссия для того и создавалась, чтобы все обращения, связанные с землей, изучать чуть ли не с лупой, а это требует немалого времени, то очередь образовалась порядочная. У кого-то даже инвестпроекты зависли. Но чиновники были непреклонны: хватит, напереводились! В области 122 тысячи участков, не имеющих кадастров, 230 тысяч неучтенных в налогообложении строений и 147 "Вёшек" - многоквартирных домов, построенных на дачных землях. Когда-то же надо во всем этом безобразии поставить точку.
На первом заседании рассмотрели 20 вопросов. Восьмерых заявителей отправили восвояси с отказом, просьбы остальных удовлетворили. "Согласие получают те, кто просит о переводе земель под размещение новых производств, и те, кому изменение вида использования необходимо для решения бытовых вопросов, к примеру, строительства трансформаторной подстанции, - рассказывает зампред областного правительства Дмитрий Куракин. - Отказываем тем, кто хотел бы воспользоваться землями на особо охраняемых природных территориях или включить в границы населенного пункта участок, по площади превосходящий сам населенный пункт". Оказывается, и такое бывает - прилепят к деревне кусок сельхозземли размером с полгорода и начинают возводить на ней жилые микрорайоны. "Обращения по жилью будем рассматривать особенно внимательно, - пообещал Куракин. - Сначала покажи, где и за чей счет на переводимом участке появится инфраструктура, потом проси изменить категорию земли".
В идеале должно быть так: прошение о переводе земли глава населенного пункта приносит в правительство вместе с генпланом развития своей территории. В генплане расписано - тут дома, там дорога, здесь детский сад. И если землю перевели, но на месте детсада образовались коттеджи, глава идет под суд за превышение полномочий. По факту же получается так: генплана у населенного пункта нет, зато есть инвестор, готовый вложиться в строительство. Слезы, с которыми глава просит о переводе земли, капают на инвестконтракт, где и дома обозначены, и дорога, и детский сад. Но деньги у инвестора кончаются обычно сразу после домов, до дорог и сада дело не доходит. И никто не виноват. Инвестконтракт - не генплан, за него больно не бьют. Думайте, покупатели квартир, куда детей водить и как по бездорожью до работы добираться, сами.
До конца года земельно-имущественная комиссия будет заседать еженедельно. Дальше вступают в силу положения Градостроительного кодекса РФ о том, что с 1 января 2013-го любое строительство на территории страны ведется только по генпланам. Если к тому времени во всех населенных пунктах области эти документы будут в наличии, в чем Дмитрий Куракин сомневается, то комиссия, скорее всего, прекратит свое существование. Но даже если в правительстве решат, что и генплан не гарантирует земельного порядка, работы у членов комиссии все равно станет меньше: заявителям без генпланов в комиссию можно не обращаться...