Накануне информационные агентства сообщили, что министр энергетики Александр Новак на заседании комиссии по ТЭК доложил о "существующей потенциальной вероятности возникновения снижения объемов поставок в отдельных регионах". Правда, он подчеркнул, что такая ситуация традиционно складывается каждый год, министерству об этом известно и предусмотрены меры, направленные на предотвращение возникновения подобных ситуаций.
Однако некоторые СМИ поспешили сообщить, что осенью нас ждет бензиновый дефицит. Минэнерго ситуацию не комментирует. Геннадий Шмаль тем временем считает, что дефицит может коснуться не бензина, а дизельного топлива. "Сегодня из производимых внутри России 70 миллионов тонн солярки на экспорт уходит порядка 37 миллионов тонн, - пояснил эксперт. - И эта цифра - серьезный повод задуматься о том, хватает ли остатков для обеспечения внутренних потребностей". О бензине, говорит Шмаль, "в этом случае речь не идет - за границу продается в основном прямогонный бензин, который служит основой для производства высокооктанового топлива и объемы невелики - всего 5-7 миллионов тонн". Тем не менее, цены на бензин, судя по сообщениям Росстата, уже начали расти…
"Мы отслеживаем ситуацию на рынке нефтепродуктов, - успокаивал еще на прошлой неделе заместитель министра энергетики Павел Федоров. - Осенне-зимний период в России пройдет без проблем. С точки зрения ситуации на внутреннем рынке проблем с обеспечением не будет". И добавил, что на ценах особо не скажутся и небольшие изменения акцизов на нефтепродукты. В принципе, определенные меры по недопущению дефицита были приняты еще по следам прошлогодних весенних проблем, когда острый дефицит, сопровождавшийся ажиотажным ростом спроса, возник, например, в Алтайском крае. Тогда правительство с 1 мая 2011 года повысило экспортные пошлины на бензин до 90 процентов от ставки пошлины на нефть. Снижения к прежним значениям пока не планируется. Также минэнерго обязало нефтекомпании согласовывать графики ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, создавать запасы топлива и проводило еженедельный мониторинг ситуации.
Остановка на профилактический ремонт НПЗ действительно целым рядом экспертов называется в качестве основных причин для возможного возникновения дефицита топлива. В частности, в середине сентября был закрыт Московский НПЗ, ремонт которого продлится 45 дней. По данным Росстата, в Ленинградской области из-за остановки на ремонт НПЗ производство нефтепродуктов упало на 28 процентов, в Республике Татарстан - на 32 процента.
Геннадий Шмаль, подчеркнул, сроки ремонта наших заводов действительно чрезмерно велики. "Сейчас они в 2-3 раза длиннее чем за границей", - посетовал он. По мнению эксперта, необходимо обратить пристальное внимание именно на этот момент, так как, по его словам, резервы для сокращения времени ремонта, безусловно есть. Тем более, что графики ремонта заводов должны согласовываться с минэнерго.