Открывают эти устройства и другие возможности. Закачав в них все учебники, можно прямо на экране подчеркивать, обводить, записывать и даже выполнять задания... Все это, безусловно, полезно, тем более что еще и готовит ребенка к вхождению в современный компьютерный мир. Но насколько безопасны электронные гаджеты, пришедшие в школу?
Ученые пока только спорят о вреде и пользе ридеров.
Первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО), член-корреспондент РАО Александр Лейбович считает, что поскольку "в ридере используются электронные чернила в отраженном свете, он так же безопасен, как и любая бумажная книга".
- Да, в ридерах используется отраженный свет, в силу чего они занимают промежуточное положение между традиционными учебниками и электронными, применение которых мы тщательно изучали и нормировали, - возражает руководитель испытательного лабораторного центра Научного центра здоровья детей РАМН Любовь Текшева. - Возможно, они менее вредны для зрения, чем экран компьютера. Однако ридеры отличаются низкой контрастностью - темно-серый шрифт на сером фоне. При их оценке необходимо очень точно определить размеры и гарнитуры шрифтов, расстояние между строками. Имеет значение и макет страницы учебника, который закачивается в ридер.
Что же делать родителям, можно ли купить ребенку ридер и какой именно?
Федеральный институт развития образования (ФИРО), который осуществляет эксперимент по проверке ридеров в школах, уже выдал свои рекомендации: размер по диагонали не меньше, чем у привычных учебников (то есть не менее 25 см), минимальное время смены страниц, большая оперативная память, интерактивный экран.
Регионам, отобранным для эксперимента, рекомендовали три конкретных модели ридеров: два черно-белых и один цветной плюс школьный нетбук с сенсорным экраном, который совмещает в себе функции планшетника и ридера. Правда, ни одно из этих устройств не прошло никакой гигиенической экспертизы, как это положено по стандартам образования и по закону.
Главную опасность ридеры представляют прежде всего для глаз.
- Школьная близорукость уже стала настоящей эпидемией, - подтверждает главный врач глазного центра "Восток-Прозрение", доктор медицинских наук Светлана Анисимова. - При чтении малоконтрастных текстов с экрана у детей может возникать спазм глазных мышц. При перегрузке могут также развиваться головные боли. Нужно следить, чтобы дети не засиживались за электронными устройствами, дважды в год проверять их зрение.
Для школьного ридера важнее всего такое качество, как контрастность изображения, выбирать его стоит именно по этому показателю. И закачивать стоит только учебники, прошедшие гигиеническую экспертизу.
Споры о том, опасен или безопасен сотовый телефон для здоровья, ученые тоже ведут не первый год.
Немецкая академия педиатрии еще в 2001 году рекомендовала родителям ограничить пользование сотовыми телефонами детьми. Ученые Испании утверждают, что даже двухминутное использование мобильника меняет ритмику биоэлектрической активности мозга ребенка в течение двух часов после окончания разговора. Наши исследователи заключили, что воздействие электромагнитных полей накапливается - у тех, кто работает в таких условиях постоянно, формируются клинические формы неврозов, психическая дезадаптация. Но мобильный телефон еще и инструмент повседневного родительского контроля за детьми, гарантия их относительной безопасности. Поэтому мобильник нужен. Только надо покупать те устройства, которые минимизируют возможный вред для их здоровья.
Первоклассникам - самый простой для связи с мамой и папой, без дисплея и "игрушек". Желательно с кнопкой "SOS" и аудиомониторингом (возможностью прослушать помещение, где находится телефон).
Школьникам 2-4-х классов - более "взрослые" аппараты с возможностью отправки и получения SMS и дополнительными функциями вроде FM-радио и органайзера. Им вполне достаточно монохромного экрана.
Подросткам, для которых модель телефона - вопрос статуса, придется раскошелиться на более продвинутый вариант. Интернет, как правило, есть во всех хороших телефонах, но стоит провести с ребенком беседу о недопустимости пользования контент-сервисами и прочими "разорителями", либо заблокировать услугу у сотового оператора.
Наши ученые-гигиенисты разработали нормы работы школьников за компьютером.
Дети 6-7 лет могут без перерыва заниматься не более 10 минут, ученики 2-3-го классов - 15, 4-6-го классов - 20, 8-9-го классов - 25, 10-11-го классов - 30 минут.
Для ридера нормативов пока не существует.
5 упражнений для глаз
Глубоко вдохните и крепко зажмурьтесь на 10-15 секунд, затем быстро и широко раскройте глаза.
Расслабьтесь и выполняйте движения глазами влево-вправо, вверх-вниз, затем вращательные движения поочередно влево и вправо.
Посмотрите прямо, затем нарисуйте глазами восьмерку по горизонтали, по вертикали и по диагонали.
Закройте глаза. Представьте, что кончик вашего носа - это карандаш. Пишите им буквы, слова, нарисуйте домик с крышей, кораблик в море и т.п.
Сядьте подальше от окна, вытяните руку вперед, поднимите большой палец. Фокусируйте взгляд поочередно на нем и на пейзаже за окном.
Каждое упражнение надо выполнять в течение 1 минуты.