Евгений Шестаков: Евро стал единственным успешным проектом ЕС

Страх потерять евровалюту остается единственной гарантией сохранения общей для всех народов Старого Света "коммунальной квартиры". Тем не менее даже такой еврооптимист, как премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер, лишь осторожно выражает надежду, что "такой мрачный сценарий - крах евро - никогда не станет реальностью". Но в тоже время Юнкер не дает гарантий, что единую валюту удастся сохранить.

Чиновники в Брюсселе традиционно пугают жителей Старого Света развалом еврозоны и теми потерями, которые понесут входящие в нее страны от такого апокалиптического развития событий. "Евро" остается, пожалуй, единственным успешным проектом единой Европы. Все остальные "брачные узы", которыми чиновники десятилетия опутывали европейские народы, сегодня вызывают активное сопротивление национальных диаспор. В Бельгии местные водители грузовиков перекрыли дороги, протестуя против найма по демпинговым ценам транспортными компаниями рабочих из других стран ЕС - Болгарии и Польши. Жители Софии возмущены тем, что не могут купить по Интернету товары, произведенные, например, в Германии - продавцы не хотят их отправлять в Болгарию. Греческие националисты громят рынки, где, по их мнению, торгуют иммигранты, которые отнимают заработок у коренного населения.

В ночь со вторника на среду крупная акция протеста под лозунгом "Окружим парламент" прошла в Мадриде. Демонстранты, устроившие масштабные потасовки с полицией, выражали недовольство экономическими решениями правительства. Все доводы властей, которые ради выполнения утвержденных в еврозоне правил, вынуждены сокращать госрасходы, вызывают раздражение испанцев. При безработице среди молодежи в 50 процентов в стране все чаще раздаются голоса, призывающие покинуть терпящую убытки от плохого управления "еврокоммуналку" и начать жить своим, национальным, умом и с собственной валютой.

Единого народа, "вне наций", из европейцев не получилось.

В ночных столкновениях испанские власти отстояли парламент. Полиция отбросила манифестантов с помощью дубинок и резиновых пуль. Но ведь такое революционное состояние умов сегодня свойственно не только Испании. В Италии, Греции, Португалии постоянно проходят демонстрации протеста против экономической политики властей, продиктованной требованиями брюссельских чиновников. Когда значительная часть жителей Старого Света прямо или косвенно выступает против общеевропейских стандартов и мечтает о возвращении к национальным денежным единицам, в масштабах всей Европы проблематично искать резервы для экономического роста. Не меньше усилий требует от Брюсселя противостояние с национальными политиками, выступающими за автономный выход из кризиса отдельных государств, без учета общеевропейских проблем.

Населяющие Европу народы отчетливо заявили о несогласии и дальше пребывать в доме, где богатые вынуждены в ущерб себе помогать бедным, а бедные хотят жить богато, не считаясь с изменившейся экономической конъюнктурой. Перспективы внутренней мобилизации Старого света ради призрачной надежды на экономический рост вызывают скептицизм как у стран "паровозов" - Германии и Франции, так и у экономических аутсайдеров ЕС. Первых еврочиновники просят о дополнительных расходах в различные фонды помощи, от вторых ждут снижения затрат. Но и те, и другие шаги вызывают социальную напряженность, которая перерастает в акции протеста трудящихся под едиными для Евросоюза лозунгами, хотя и написанными на разных языках.

Единого народа, "вне наций", из европейцев не получилось. Так что спасая от дефолта Грецию , брюссельские чиновники защищают последний бастион, который, по их мнению, психологически объединяет значительную часть народов ЕС.

Кстати

В нынешних бедах еврозоны премьер Люксембурга винит третью силу: "Иногда нам кажется, что нам устраивают проверку на прочность те, кто не хочет, чтобы ЕС был ведущей экономической силой мира". Но в какой части света прячутся эти недоброжелатели, Юнкер не сообщает. Впрочем, логика премьера Люксембурга понятна: легче найти внешних врагов, виновных в европейских бедах, чем резервы для восстановления экономики. И куда проще пугать жителей Старого Света, а заодно весь мир развалом еврозоны, чем навести дисциплину в европейских финансах.