В сопровождении художественного руководителя мы с экскурсией прошлись по всему реконструированному зданию бывшего театра Корша. За кулисами обсудили кадровые новости: с этого сезона директором Театра Наций стала генеральный директор "Золотой маски" Мария Ревякина. Восхитились художественным решением пространства Александра Боровского. Выслушали о "наполеоновских" планах создания нового "Театрального квартала" (где с 8 по 19 октября пройдет фестиваль "Территория"), который по идее должен соединить Страстной бульвар и Петровский переулок в единый комплекс зданий с новой экспериментальной сценой, образовательным центром и центром поддержки театров малых городов России. А застольный разговор начали с проблемы на злобу дня: могут ли реформы в современном русском репертуарном театре обходиться без крови?
Евгений Миронов: Без крови не обойдется, настолько заржавела эта махина под названием репертуарный театр. Но я очень надеюсь, что дело обойдется малой кровью. Потому что, безусловно, государственные структуры, прежде чем предпринимать шаги, должны подумать о том, что делать с людьми, которые не виноваты в том, что они по 40 лет работают в одном и том же театре. И в том, что там нет событий на протяжении многих лет, а иногда и десятилетий. У них есть семьи, дети. Конечно, необходима какая-то субсидия. А для молодых должна быть биржа. Это естественно: природа театра - это выбор, это кастинг. Это совершенно нормальные вещи. Когда студенты поступают на актерский факультет, они понимают, что там очень большой конкурс. И этот конкурс продолжается по жизни, он никогда не закончится. У меня он продолжается всю мою жизнь. Я должен все время что-то доказывать, несмотря на то что у меня есть звания, я ими как елка обвешан. Но когда дело доходит до сути, я еду знакомиться с режиссером, который меня не знает, например, западный режиссер, - все, регалии тут же отпадают и эту елку можно выкинуть.
- Сейчас много реформаторов, желающих изменить судьбу современного русского репертуарного театра. Воспринимают их очень противоречиво. Что это, по-вашему, миссия, донкихотство, либо это заложники, или же террористы-реформаторы сегодняшнего театра?
Евгений Миронов: Если мы говорим о Кирилле Серебренникове, то он, безусловно, реформатор. И он одним из первых заслуживает театра, судя по тому, как он много и честно занимается искусством. Таких инициативных людей немного, все остальные хотят либо зарабатывать деньги, либо как-то так присоседиться, и, глядишь, лет десять пройдет незаметно... Он исключение. Кирилл же сказал, что хочет сесть за стол переговоров. Значит, у него есть представление об отдельных артистах Театра Гоголя. Да, не обо всех. Тем, кто не сможет работать, конечно, должны быть предоставлены социальные гарантии, и, может быть, какое-то трудоустройство. Мне трудно говорить о перепрофилировании. В этом мире можно ко всему относиться как к трагедии. Но это же не так. А мы все время находимся в состоянии шекспировских страстей. Да, такова жизнь. И что теперь делать?..
Полностью текст беседы читайте в ближайших номерах "РГ"