Орловскому краеведческому музею стало негде хранить коллекции

Руководство Орловского краеведческого музея обратилось к властям: уникальные коллекции попросту негде хранить.

По словам его директора доктора исторических наук, профессора Андрея Минакова, музей испытывает острейшую нехватку площадей для размещения экспозиций и выставок, а также помещений для реставрационных мастерских, научной библиотеки и архива.

Известно, что для музеев существуют госстандарты. Серьезные требования предъявляются в первую очередь к условиям хранения экспонатов. Нормативы хранения жестки и затратны. Например, в помещении хранилища необходимо поддерживать определенные температуру и влажность, а в отдельных случаях и уровень освещенности.

- Фондохранилища, оборудованного современной системой поддержания микроклимата, у музея, к сожалению, нет, - говорит Андрей Минаков. - Нет и собственного дворика, который тоже необходим. У нас, например, хранятся уникальные старинные костюмы, которые время от времени надо вывешивать на улице на просушку.

Музей расположен в центре города, на оживленной улице в старинном здании, именуемом "Торговые ряды". Кстати, и в этом кроется одна из проблем - поскольку здание старинное, возведенное еще в XVIII веке, в нем запрещено устанавливать кондиционеры и пластиковые окна, не говоря о новинках музейной техники. К тому же оно "играет" - рядом находится проезжая часть, по которой снуют автомобили и трамваи.

Недавно было высказано предложение - построить специализированное фондохранилище не только для краеведческого, но для всех музеев города.

- Строительство единого фондохранилища, конечно, сняло бы многие вопросы, поэтому идея звучит привлекательно, - говорит Андрей Минаков. - Экспонаты храним в своем здании, а по нормативам помещение хранилища должно быть изолированным. Кстати, у нас сохранены многие экспонаты еще из первых коллекций.

Кстати сказать, орловское собрание - одно из старейших краеведческих музеев России. Еще в первом номере газеты "Орловские губернские ведомости" от 7 января 1838 года губернатор Николай Васильчиков выразил признательность горожанам "за приношения, сделанные губернскому музеуму". Там также были указаны имена 73 орловцев, "передавших в дар "музеуму" археологические находки, коллекции монет, образцы пеньки, шерсти, стекла, хрусталя, кожи, сахарной патоки и многое другое". Официальной же датой его основания считается 1897 год, когда такое решение приняли члены Орловской ученой архивной комиссии. Кстати, в декабре в Орле пройдет празднование 115-летия музея. В послереволюционный период в его фонды вошли собрания церковно-археологического и военного музеев, а также национализированные культурные ценности. Он не раз менял прописку, но вот уже восемьдесят лет занимает часть Торговых рядов.

Как и любое другое госучреждение культуры, краеведческий музей испытывает недостаток средств, поэтому самостоятельно решить проблемы не в силах. Финансирует его областной бюджет, часть средств приходит из федерального центра по линии ведомственных целевых программ. Вероятно, и строительство фондохранилища следовало бы включить в одну из таких программ. Обычно в подобных случаях необходимы совместные усилия властей.

Кстати, в Орле недавно была принята подобная программа, призванная решить проблемы муниципального архива. Они сродни музейным - здание старое, площадей для хранения документов не хватает, необходимо хранилище со сплит-системой кондиционирования воздуха. Недавнее обследование показало - состояние архивохранилищ не обеспечивает в полной мере сохранность документов на уровне нормативных требований. Городские власти выделили на модернизацию архива 2,4 миллиона рублей. Старт программа возьмет в следующем году. Словом, положительный пример имеется. Так, может, есть смысл создать и целевую программу развития музейного дела в городе или регионе?

Прямая речь

Сергей Минаков, председатель Ученого совета орловского областного краеведческого музея, доктор исторических наук, профессор:

- Подлинные свидетельства прошлого - материальные экспонаты - составляют сущность музея. Именно они рождают незримую связь с прошлым. Но поддерживать ее все труднее. На приобретение артефактов прошлого требуются средства. Увы, у провинциальных музеев их нет. Надо отдать должное сотрудникам - они делают даже больше, чем от них требуется, но силы их невелики. На одном лишь самоотверженном энтузиазме современную музейную экспозицию не построишь. Я убежден в том, что собственными силами, даже при поддержке местных органов власти, сохранить функциональные и воспитательные свойства провинциальных музеев невозможно. Нужна господдержка, может быть, федеральная программа помощи провинциальным музеям.

Орловский музей интересен для посетителей всех возрастов. Сюда очень любят приходить дети. Большой популярностью у них пользуется зал природы, где выставлены чучела животных. "Звезда" зала - свинья ливенской породы по кличке Оксара. Как гласит памятная табличка, она была выращена свинаркой Грешниковой в колхозе "Путь к коммунизму" в Ливенском районе. Живой вес Оксары составлял 314 килограммов, в длину она доросла до 1,69 метра, в высоту - до 82 сантиметров. Оксара приносила за опорос по 18 и более поросят. Умерла рекордсменка в 1950 году, не дожив пару месяцев до своего восьмилетия.