По мнению генерального директора ЗАО "Совфрахт-НН" Виталия Лебедева, Нижний Новгород пока слабо использует свой потенциал транспортного узла, расположенного на слиянии Оки и Волги, на пересечении федеральных железнодорожных и автомобильных трасс. С 1990-х годов потребности грузовладельцев выросли. Сейчас появились предпосылки улучшить ситуацию.
- Возрождается грузовое судоходство по Оке, в частности, благодаря грузам Выксунского металлургического завода, - отметил эксперт. - Этот путь перевозки практически открывается заново.
Однако развитие инфраструктуры недостаточно, а инвестор не спешит в нее вкладываться. Средства нужны крупные и к тому же это "длинные" деньги, которые быстро не отобьются. Возможно, вступление страны в ВТО привлечет иностранные капиталы, но для этого, видимо, потребуются такие шаги, как создание особых экономических зон портового типа. В любом случае, стремительных изменений ожидать не следует. Кроме того, судоходство по Волге ограничено из-за обмеления реки.
Глава компании "Рутус", специализирующейся на перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов, Нина Усанова заявила, что автомобильная логистика страдает из-за плохого качества дорог. Кроме того, регулирующие документы разработаны очень давно, с тех пор ситуация изменилась - появилась и новая техника, и новые виды грузов. Объединение перевозчиков не направлено на защиту их интересов.
- Серьезное лоббирование интересов заметно со стороны железной дороги, а у автоперевозчиков такой возможности нет, - посетовала Нина Усанова.
Виталий Лебедев напомнил, что недавно, при доставке в Нижний Новгород соборного колокола массой 64 тонны, оператор, осуществлявший перевозку, столкнулся с тем, что не вся дорожная инфраструктура на маршруте следования (мосты, виадуки) может выдержать такой вес. Проблему удалось решить только проделав путь по воде.
Олег Клипов, заместитель директора филиала ОАО "Трансконтейнер", говоря о привлечении капитала, подчеркнул, что его компания во все объекты инвестирует собственные средства. Только в терминал "Костариха" за последние годы были вложены 500 миллионов рублей: оператор готовился к увеличению потока машинокомплектов в контейнерах на автомобильный завод после заключения соглашения с Volkswagen-Audi Group.
Заместитель генерального директора ООО "Сипти логистик" Василий Воронюк обратил внимание на проблемы малого и среднего транспортного бизнеса. Он обратил отметил, что система отношений между такими предприятиями не выстроена, поэтому данный сегмент работает менее эффективно, чем мог бы. Объединение усилий могло бы дать синергетический эффект.
Подняли специалисты и кадровую проблему. По их общему мнению, сейчас отраслевые вузы готовят узких специалистов - для автомобильного, железнодорожного, водного, авиатранспорта. Логистика, который мог бы обеспечить перевозку груза в контейнере с перевалками на разные виды транспорта, в регионе найти трудно. Целые сферы остаются вообще невостребованными. По мнению эксперта АНО Поволжская логистическая ассоциация (ПЛА) Михаила Коновалова, "в сельскохозяйственной логистике, например, как говорится, и конь не валялся".
Транспортники считают, что государство должно жестче контролировать рынок, значительная часть которого пока находится "в тени", установить единые для всех правила и строго следить за их выполнением, не меняя правила игры слишком часто.
- Мы ожидаем от чиновников готовности к диалогу с нами и компетентности, хочется видеть на официальных постах в нашей отрасли людей, имеющих профильное образование, - сказала заместитель исполнительного директора ПЛА Элеонора Карпич.