В этом году закончился первый этап дополнительного финансирования здравоохранения в увеличенном объеме. Был реализован хорошо финансово обеспеченный национальный приоритетный проект "Здоровье", проводится модернизация системы, завершается выполнение федеральной программы "Развитие здравоохранения". Несомненно, позитивные результаты есть - увеличилась рождаемость, снизилась смертность, улучшились показатели продолжительности жизни. Но все эти показатели пока остаются на уровне негативных в сравнении с развитыми странами. Они не соответствуют тем темпам, которые необходимы для быстрого развития страны.
Встает вопрос: что делать - остановиться и дальше двигаться инерционно или перейти к новому этапу развития? Указ свидетельствует: у нас нет другого пути, кроме инновационного. Потому что вложенные в отрасль огромные средства без инновационной модернизации, без внедрения новых организационных и медицинских технологий большого результат не дадут.
В указе впервые за много лет обозначены количественные задания по снижению смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий и младенческой смертности. Раньше ограничивались словами "улучшить", "понизить" и т.п., что снимало индивидуальную ответственность с губернаторов, региональных министров и прочих чиновников. Теперь цели совершенно конкретные, и они не такие уж недостижимые. Причем президентом созданы довольно мягкие условия для их реализации и выбраны самые значимые патологии. Смерть от туберкулеза -- это тоже позор, поскольку есть такое понятие, как предотвратимая смертность: если известно, как лечить заболевание, люди не должны от него умирать. У нас до сих пор сотни тысяч умирают от предотвратимых заболеваний, а причины - плохая работа системы здравоохранения и поведенческие факторы. Но и их можно изменить, если хорошо отлажена профилактика.
В указе есть задание разработать и утвердить дальнейший этап программы "Развитие здравоохранения". Территории этого ждут. Минздрав должен дать им комплексный план развития, определить приоритеты. Новым министром здравоохранения они уже названы - профилактика и раннее выявление заболеваний и кадры, подготовка и переподготовка врачей и медсестер. В программы регионов должны быть заложены целевые показатели и конкретные новые требования по внедрению инновационных технологий: организационных, медицинских, кадровых и прочих. И их обязательно надо обсудить с медицинской общественностью и другими заинтересованными субъектами отрасли.
Организационные инновации - это ключевая проблема. У нас была попытка внедрить переход на общую врачебную практику. Но она не удалась, а весь мир по этому пути давно идет. Против развития общих практик были главврачи поликлиник и те врачи, которые привыкли работать диспетчерами и раскидывать своих пациентов по "узким" специалистам, а тут надо принимать решения самостоятельно. Система инновациям сопротивляется, потому что это требует новых знаний, навыков, новой ответственности и т.д. Но в модернизации нуждается прежде всего первичный сектор, который определяет уровень смертности в стране. Поликлиники часто называют очагами хронизации патологии: по идее, они должны либо быстро вылечить человека, либо направить его на следующий уровень помощи. Но они никуда не направляют, зато назначают огромное количество лекарств, и заболевание становится хроническим.
Больше 90% времени наши управленцы занимаются не стратегией, а мелкими текущими делами, суетой. Нет резерва управленческих кадров. Начать надо с жесточайшей аттестации всех управленцев здравоохранения на всех уровнях - сегодня система их отбора и аттестации отсутствует.
Пункт указа о разработке Cтратегии развития медицинской науки на период до 2025 года имеет огромное значение, потому что стратегического плана в медицинской науке у нас не было с советского периода. Но и здесь надо привлечь к обсуждению национальные профессиональные ассоциации.
Пункты о формировании здорового образа жизни, и особенно о внесении в Думу проекта закона о защите населения от курения - это победа здравого смысла и мощное противодействие жесточайшему лоббированию производителей табака. И теперь важно наладить контроль общественности за исполнением этого пункта.
Большое внимание в указе уделено лекарствам, начиная с развития отечественного производства препаратов до разработки Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года и плана ее реализации. Это очень сложная тема - в 90-е годы наша фармпромышленность была практически разрушена. Догонять мировую фарму нам будет тяжело. И тут надо подходить разумно, исходя прежде всего из интересов наших больных.
И, конечно, очень важный вопрос - лекарственное страхование, которое сделает современные препараты доступнее для населения. В 1999 году наш институт проводил эксперимент по лекарственному страхованию в Республике Коми. Там 11% средств ОМС выделили на эти цели, открыли социальные аптеки, утвердили фармстандарт на каждое заболевание. Получили фантастический результат: всего за два года потребность в стационарной помощи сократилась на 30%. Система проработала, к сожалению, только около 5 лет. К счастью, теперь перспективы лекарственного страхования признаны на самом высоком уровне.
Указ президента затрагивает по сути все основные проблемы сегодняшнего здравоохранения и намечает конкретные пути их решения. Но, чтобы добиться этого, по каждому пункту указа должны быть разработаны стратегический, тактический и оперативный документы, и у каждого пункта обозначено, кто ответственный и каковы количественные критерии выполнения каждого действия.