О том, чем живет сегодня авиационная отрасль Татарстана, и о перспективах ее развития "РГ" рассказал заместитель премьер-министра республики - министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов.
Равиль Хамматович, предприятия авиастроения по праву считаются одними из главных точек роста инновационной экономики региона. С какими производственными результатами они завершили 8 месяцев нынешнего года?
Равиль Зарипов: Сегодня Татарстан является регионом России, где системно решаются вопросы поддержки и развития реального сектора экономики, в том числе авиастроительной отрасли. В 2011 году объем выпуска продукции по основной деятельности республиканскими предприятиями - производителями авиационной техники и комплектующих составил 42,3 млрд рублей. За 8 месяцев этого года нашими крупными авиапромышленными компаниями было произведено 27 млрд рублей товарной продукции. Сегодня в отрасли трудятся более 26 тысяч человек.
Динамичное развитие авиационной отрасли стало возможным благодаря поддержке руководства России и Татарстана. В республике создаются инновационные, высокотехнологичные и наукоемкие производства, углубляется внутриреспубликанская, межрегиональная и международная кооперация, организуются специализированные техно- и индустриальные парки, центры компетенций в области авиастроения.
Считаю, что объединение усилий бизнеса, отраслевой и вузовской науки - основа для внедрения в производство конкурентоспособной продукции и технологий. В республике на базе КНИТУ им. Туполева создан научно-образовательный кластер в области машино- и авиастроения. Республиканские предприятия авиастроения активно внедряют современные технологии управления производством: 3D-моделирование, ERP-системы, принципы "бережливого производства".
В результате активного участия предприятий авиационной отрасли в федеральных целевых программах и реализации инвестиционных программ за счет собственных средств освоены инновационные разработки: новые модификации вертолетов Ми-17В5, Ансат, Ми-38, (ОАО "Казанский вертолетный завод"), газотурбинные двигатели НК-38, НК-25, (ОАО "КМПО, ОАО КПП "Авиамотор"), композитное производство (ЗАО "КАПО-Композит"), самолеты компании "МВЕН" (самолеты для перевозки пассажиров "Мурена" и Expedition, сельскохозяйственный самолет "Фермер").
В августе этого года в ходе VI международной выставки "АКТО-2012" между правительством РТ, ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" и КНИТУ им. А.Н. Туполева было подписано четырехстороннее соглашение. Что оно предусматривает?
Равиль Зарипов: Соглашение предусматривает сотрудничество сторон в области развития авиационного кластера Татарстана, в том числе в реализации проекта создания Казанского авиастроительного технологического парка на территории ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова".
Правительство республики будет предоставлять государственную поддержку резидентам технопарка в соответствии с региональным законодательством, оказывать содействие в привлечении инвестиций в социально значимые для нас и технопарка проекты. Они должны быть связаны с развитием авиастроения, научно-технического и производственного потенциала предприятий, входящих в технопарк.
Кроме того, государство будет помогать при обеспечении технопарка квалифицированным техническим и управленческим персоналом, развитии системы профессионального обучения в учреждениях высшего и среднего профобразования, включении резидентов технопарка в региональную систему производственной кооперации и привлечении в технопарк новых резидентов.
Появление Казанского авиационного технологического парка (КАТП) на территории "КАПО им. С.П. Горбунова" позволит сконцентрировать выпуск продукции для авиационной промышленности России, создать дополнительные рабочие места, расширить номенклатуру продукции авиационного назначения, выпускаемой в Татарстане. А также загрузить и использовать пустующие площади и оборудование "КАПО им. С.П. Горбунова", оптимизировать производство, предоставлять сервисные услуги по ремонту авиационной техники страны.
Как продвигается работа по началу производства на мощностях казанского авиационного завода военно-транспортного самолета Ан-70? Эксперты полагают, что старт проекта означает конец истории КАПО.
Равиль Зарипов: Начало производства нового самолета на казанском авиазаводе не может быть концом истории КАПО по определению. Так, в июне 2012 года состоялось совещание с участием председателя правительства России Дмитрия Медведева, на котором обсуждался вопрос создания на мощностях КАПО производства по серийному выпуску военно-транспортного самолета Ан-70.
В Москве регулярно проводятся совещания в ОАО "ОАК", министерстве обороны, министерстве промышленности и торговли и по вопросам локализации производства самолета Ан-70 на площадях ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова". В сентябре 2012 года состоялся рабочий визит правительственной делегации республики во главе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым на Украину. В рамках поездки обсуждались перспективы локализации производства самолетов Ан-70 и кооперации производства двигателей Д-27 на территории Татарстана.
Каким вам видится будущее отечественной авиации?
Равиль Зарипов: Общепризнано, что авиационная промышленность - мощный двигатель развития экономики страны. Сохранение и развитие отечественной авиации является важнейшим приоритетом для Татарстана и России.
В настоящее время перед российским авиастроением стоит амбициозная задача. Для того чтобы сохранить отрасль, мы должны вернуть позицию одного из мировых лидеров в области авиастроения. Будущее отечественной авиации - в соединении традиций и инноваций, в активном участии в международной кооперации, развитии и укреплении связей с ведущими мировыми авиастроительными фирмами, в подготовке высококвалифицированных кадров.
Традиционно проводимая в Татарстане выставка "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование" способствует динамичному развитию российского авиастроения как важнейшей составляющей экономики России.
С целью популяризации рабочих и инженерных профессий в августе этого года в рамках международной выставки "АКТО-2012" впервые в республике состоялось авиашоу малой авиации "Я выбираю небо". Более 3 тысяч школьников и студентов приняли участие в авиационном празднике. Такие акции, без сомнения, привлекают подрастающее поколение, ориентируют молодежь на техническую направленность в последующем профессиональном обучении и выборе профессии.
В целом мероприятия такого масштаба предоставляют уникальную возможность для демонстрации высокого уровня развития отечественной конструкторской мысли, расширения возможностей делового сотрудничества, в том числе в сфере международной кооперации.