К такому мнению пришли участники круглого стола "Доступная среда: бизнес, власть, общество", организованного "Российской газетой" в рамках Международного бизнес-саммита.
Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Нижегородской области стало одним из первых в стране, где работают инвалиды-колясочники. Для них оборудованы и рабочие места, и комнаты гигиены, и лестничные марши. Сейчас в налоговой службе Нижегородской области работают 70 инвалидов с высшим экономическим образованием.
- Мы начали реализацию программы "Безбарьерная среда" в 2004 году, - сказала заместитель начальника отдела кадров УФНС России по Нижегородской области Наталья Курицына. - Вначале речь шла только об обязательном оснащении всех инспекций пандусами и поручнями. А потом мы начали принимать на работу людей с ограниченными возможностями. Здесь сразу надо сделать правильные акценты. Во-первых, не надо нас путать с благотворительной организацией, мы принимаем на работу людей, которые действительно могут справиться со своими должностными обязанностями. Вот свежий пример. Несколько месяцев назад мы приняли в штат молодого человека с ограниченными возможностями. У парня два высших образования, юридическое и экономическое, но на работу его никуда не брали. К нам обратилась его мама, объясняя, что ее сын очень хорошо учился, старался получить дополнительные знания, но из-за того, что его никуда не принимают на работу, становится замкнутым, теряет оптимизм. Мы его приняли. Через месяц я позвонила в инспекцию, куда он поступил на работу, и начальник не мог нахвалиться. Молодой человек влился в коллектив, показал себя как ответственный, умный, быстро усваивающий новую информацию человек. То есть он действительно справляется со своей работой. Есть в этой ситуации и второй аспект. Почему другие организации отказали работоспособному перспективному соискателю? Ответ простой - для того, чтобы трудоустроить инвалида, простого желания мало, надо сначала организовать его рабочее пространство. Надо оборудовать подъезд предприятия пандусом, надо продумать, как этот сотрудник будет подниматься по лестницам, специально оснастить его рабочее место и места общего пользования. У нас есть еще и комнаты отдыха специально для таких сотрудников.
По мнению Натальи Курицыной, весь процесс подготовки безбарьерной среды несомненно непрост, но в результат того стоит. Во-первых, инвалид получает возможность реализовать себя как личность. Во-вторых, работодатель получает очень заинтересованного и преданного сотрудника.
Директор Нижегородского экономико-правового колледжа, член Общественной палаты Нижегородской области Николай Лешков согласился с Натальей Курицыной.
- Мы в нашем колледже пытались организовать дистанционное обучение для детей-инвалидов, - сказал Николай Лешков. - Продумали программу, обсуждали, как удобнее организовать процесс сдачи зачетов и экзаменов два раза в году. Решили, что оптимально на это время отдать для этих детей первый этаж. Но нам не позволили этот проект реализовать, объяснив это тем, что дети-инвалиды должны учиться вместе со здоровыми детьми. Колледж располагается в здании, построенном в советское время, время, когда было принято замалчивать существование инвалидов. Переоборудовать несколько этажей этого здания в условиях, когда на элементарную побелку денег не хватает, просто не под силу. Нас все время пытаются заставить делать все так, как на Западе, забывая, что в Европе к тому, что есть сейчас, шли десятилетиями, а иногда и столетиями. Есть у меня и предложение по трудоустройству инвалидов. Как директор колледжа, я сталкиваюсь с проблемой замены розеток и выключателей в нашем учебном заведении. На прилавках сейчас в основном китайские некачественные, даже опасные электророзетки. А ведь этим производством многие годы и успешно занимались инвалиды. У них, по сути, отобрали их кусок хлеба и лишили возможности почувствовать себя самостоятельными, способными заработать деньги. Было бы полезно для всех - и для потребителя, и для инвалидов - вернуть им эти рабочие места.
По словам Николая Лешкова, Общественная палата Нижегородской области рассматривала вопрос о пандусах, которыми должны быть оснащены здания в регионе. В новостройках эта рекомендация выполняется, а вот с домами не новыми, которых значительно больше, дела обстоят хуже.
- Беда в том, что даже имеющимися пандусами инвалиды могут воспользоваться не всегда, - добавила руководитель пресс-службы Всероссийского общества инвалидов Надежда Мартынова. - Две сваренные между собой рельсы под углом 45 градусов - это труднопреодолимая преграда для инвалида-колясочника. Хотя надо сказать, что в Нижегородской области ситуация с пандусами достаточно благополучная, по сравнению с другими регионами. Налоговая инспекция трудоустраивает инвалидов-колясочников, сейчас Сбербанк строит новое здание, в котором предусмотрено все для того, чтобы человеку с ограниченными возможностями здесь было комфортно работать. Вдвойне значимо, что рабочие места для инвалидов предоставляют такие престижные организации, в которых трудятся достаточно квалифицированные специалисты. Тут главное, чтобы поддержка инвалидов не скатилась в кампанейщину, чтобы это не было для галочки. Вот, один из последних примеров: в Нижнем Новгороде на проспекте Гагарина надземный современный переход был построен только после того, как инвалид-колясочник продемонстрировал инспектору дорожного движения, что преодолеть широкий проспект на инвалидной коляске за время, отмерянное светофором, невозможно.
По мнению генерального директора ООО "Паллет Групп" (занимается производством оборудования, облегчающего жизнь инвалидов) Аркадия Фрисмана, для того чтобы проекты, программы и даже законодательные акты по поддержке инвалидов выполнялись, необходимо создать общественный комитет. Участники круглого стола это предложение поддержали.
- Важно, кто войдет в такой комитет, - уточнил Аркадий Фридман. - Это может и представитель общества инвалидов и чиновник, важно, чтобы этому человеку были близки и понятны проблемы инвалида. Пандусы под углом 45 градусов делают ведь не со зла, а от недостатка знаний. Оснащением города безбарьерными устройствами должны заниматься специалисты.