К такому выводу пришли участники круглого стола "Инвестиции в культуру", организованного "Российской газетой" в рамках Международного бизнес-саммита.
У директора арт-галереи "Кладовка" художника Павла Плохова и руководителя творческого кино-видеообъединения "Коромыслова башня" Евгения Кудельникова есть опыт организации творческой работы без помощи государства.
- Мы снимаем кино о нашем городе, - сказал Евгений Кудельников. - Работаем, в общем-то, на энтузиазме. В самом начале появился бизнесмен родом из Нижнего, любящий Нижний, но давно живущий в Москве. Он дал деньги на оборудование, технику, и мы начали работу. В интернете наши работы собирают тысячи просмотров, при этом, в видео нет скандала, криминала. Но есть красивый и любимый нами город, его жители.
По словам Евгения Кудельникова, чтобы привлечь инвестора, необходимо сделать что-то красивое и интересное, причем не только самому автору, а многим людям.
- Арт-галерея "Кладовка" появилась в городе почти пять лет назад, - сказал Павел Плохов. - Вначале в этот проект я вложил личные деньги, потом находились люди, которым было интересно то, чем мы занимаемся, которые тоже хотели сделать наш город красивее, но говоря откровенно, настоящего большого спонсора мы так и не нашли. К нам приходит огромное число людей, туристы из разных стран мира восторгаются и самой "Кладовкой", и нашим необычным красивым двориком. Канадцы даже сняли о нас фильм и спрашивали: "У вас в России везде так красиво?" Мы привлекаем в любимый край туристов, значит, мы важны для региона. Но при этом становиться частью какой-то государственной или муниципальной структуры мы не стремимся, не хотим потерять самостоятельность.
Директор Нижегородского цирка Валерий Петров, напротив, сетовал как раз на отсутствие возможности самостоятельно принимать решения.
- Мы находимся на нижегородской земле, но при этом не принадлежим области, - сказал Валерий Петров. - Мы подчиняемся федеральному Министерству культуры и Росцирку. Возможно, региональные власти быстрее бы отозвались на наши просьбы, им виднее и понятнее наши проблемы. К примеру, возле цирка, на мой взгляд, вполне можно разбить парк с аттракционами, создав тем самым настоящий культурный городок: цирк, планетарий и парк. У нас работает детская цирковая студия, мы можем из нижегородских детей вырастить свою труппу, ведь у нижегородского цирка нет своей труппы. Но студия работает на энтузиазме наших сотрудников. Можно и нужно создать музей цирка, но и для этого нет средств.
Похожие проблемы и у другого бюджетного учреждения - Нижегородской областной библиотеки. По словам ее директора Натальи Кузнецовой, привлекать инвесторов ей крайне сложно, потому что они не видят, как можно окупить вложения.
- У нас есть выставочный центр "Белый зал", там регулярно выставляют свои картины наши нижегородские художники. Мы предоставляем им зал бесплатно. Это можно назвать культурной инвестицией наших художников в библиотеку. Нижегородцы-писатели всегда дарят экземпляры своих новых книг, это тоже инвестиция. Несколько раз дарили библиотеке компьютеры, но найти человека, который бы финансировал покупку книг, то есть самого важного для нас, не удается. На мой взгляд, все-таки этим должна заниматься местная власть, потому что в библиотеку приходят жители города, области, то есть это траты на повышение культуры нижегородцев, - отметила она.
Руководитель "Русского музея фотографии" Вера Тарасова поделилась с коллегами своим опытом привлечения инвестиций.
- Мы начинали как частный музей, поэтому можно сказать, что инвестиции у нас были с самого начала, хотя это были в основном не деньги, а фотографии, фототехника, - сказала Вера Тарасова. - Музею в этом году 20 лет, мы располагаемся в здании, где когда-то работали великие фотографы прошлого Карелини и Дмитриев. Под государственное крыло мы начали проситься, когда поняли, что это здание в центре города у нас в любой момент могут отобрать и наши фонды могут просто погибнуть. Инвесторов нам удается привлечь только на время фестивалей. В год у нас проходит до 60 выставок, но при этом цены на билеты одни из самых низких в городе, ниже, пожалуй, только в "Кладовке". То есть заработать много на продаже билетов не получается. Нас знают уже во всем мире, приезжают отовсюду. И наш музей, и многие другие культурные объединения, галереи стали уже своеобразным брендом нашего города.
В итоге участники круглого стола согласились с тем, что найти инвестора, хотя и трудно, но возможно. Но при этом есть один нюанс: инвесторы, если и находятся, то в основном не из Нижнего Новгорода, а из Москвы, Санкт-Петербурга или Европы. Цели у таких людей благие, но далекие от понимания того, что надо сохранить нижегородский колорит. Выход из этой ситуации один: привлечь внимание к проблеме и региональных властей, и местных бизнесменов.