Дискуссии о бренде идут в областной столице уже не первый год, но до сих пор существующие проекты развиваются по отдельности: у каждого из экспертов - собственный подход к теме.
- Я креативщик, - говорит фотограф Алик Якубович, сконцентрировавшийся на визуализации бренда. - Постоянно работаю с дизайнерами. Почему бы мне в профессиональной форме не признаться в любви родному городу?
Якубович показал освеженный логотип города, разработанный совместно с бизнесменом Сергеем Мосуновым, - "легкого, смелого, свободного оленя", нарисованного размашистым "пушкинским почерком" меньше чем за 24 часа до круглого стола. И предложил слоган: "Если у прошлого есть будущее, значит, мы живем по-настоящему".
Сергей Мосунов считает, что в первую очередь нужно добиваться того, чтобы Нижегородский регион заметили, а для этого необходимо чем-то выделиться на общем фоне.
- Нужно, чтобы люди захотели покупать нижегородскую продукцию, учиться в наших вузах, жить в наших домах, находиться на нижегородской территории. Главная задача - отличиться, - уверен он.
Работа Алика и Сергея не основывается на исследованиях, поэтому у большинства участников круглого стола возникли опасения, а не окажется ли "нарисованный Пушкиным" летящий олень талантливо исполненной пустышкой.
Для юриста Юлии Крузе бренд - это "визуализация стратегии развития, некий прекрасный образ, который в разных случаях молча рассказывает о регионе: он отражает то, что внутри, и делает это красиво, изящно, современно и легко". По ее мнению, логотип, слоган и дизайн - это лишь красивая кожа, натянутая на полноценный, сложно устроенный изнутри организм. Иными словами, бренд города - это айсберг. Логотип и слоган - его верхушка. А в самом низу "под темною водой" - "реальные процессы, которые мы декларируем через легкий, воздушный бренд".
- Бренд нужен как инструмент конкурентоспособности, - говорит предприниматель Семен Подкар. - Надо капитализировать территорию, чтобы наши рабочие, ученые, земля, заводы стоили дороже. Хочется хорошего качества жизни, потому что бренд даст возможности и создать образ, и привлечь людей, и изменить качество жизни в лучшую сторону. Иначе, в моем понимании, произойдет деградация.
Руководитель международной Бизнес-школы EMAS Андрей Коляда готов, по его словам, готов подписаться под каждым словом Семена Подкара:
- Я считаю, что мы должны преследовать практический интерес: привлечение денег, людей. Если мы не сделаем бренд коммерческим предприятием, у нас ничего не получится.
У политтехнолога Николая Андреева эмоционально-воспитательный подход к вопросу.
- Я хочу, чтобы бренд региона стал основой патриотической программы и для его жителей, и для приезжих, - говорит он.
Александра Шарова, директор бюро небанальных экскурсий "Нескучный Нижний", считает, что, прежде всего, нужно понять, каким мы хотим видеть регион в XXI веке:
- Мы должны придумать, каким он будет. Образ необходим как символ того, к чему мы собираемся стремиться.
Еще два года назад галерист Марат Гельман, отвечая на вопрос о том, как он видит бренд Нижнего, говорил, что в самом городе должно возникнуть движение, инициатива. И то, и другое теперь в городе есть. Дело за малым - договориться друг с другом.