Соответствующие предложения есть в обнародованном законопроекте Министерства юстиции РФ. Ведомство предлагает ввести в службах, связанных с жилищно-коммунальной сферой такой же порядок работы с обращениями граждан, что и в государственных ведомствах.
Это значит: все письма надо брать на учет, тщательно рассматривать и отвечать в сжатые сроки. Закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" дает чиновникам на ответ 30 суток. Помимо прочего, закон обязывает рассматривать даже электронные обращения. Так что управдому можно будет кинуть жалобу и на электронную почту. И пусть тот только попробует отмолчаться.
Согласно законопроекту, государственный порядок работы с жалобами вводится в организациях, действующих в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Впрочем, особые жалобные книги придется заводить не только управдомам. Проект распространяет действие закона о порядке обращений на государственные корпорации, компании и внебюджетные фонды, а также на субъекты естественных монополий. Плюс к тому вступать в переписку с гражданами придется государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарными предприятиям (ГУПам и МУПам), автономным учреждениям. Как говорится в пояснительной записке к документу, речь - об учреждениях и организациях, осуществляющих публично значимые функции.
В идеале теперь не мы должны бегать по всяким крепким хозяйственникам, выясняя, например, почему расчетный центр начислил лишние коммунальные платежи. Можно написать письмо , даже по электронной почте, и ждать ответа. Не понравится отписка, можно подать в суд. В конце концов, не мы должны бегать за ними.
Кстати, среди ГУПов немало автотранспортных предприятий. Нахамил водитель маршрутного такси? Троллейбус выбился из графика? Пишите письма. Вам ответят. Никто из хозяйственников не сможет сказать, мол, я не чиновник, вступать в переписку не обязан. Нет, если работаешь с людьми, веди себя с ними по-человечески, в корзину их письма не бросай.
За нарушение порядка обращений граждан должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от пяти до десяти тысяч рублей. Так что если ответ от тех же коммунальщиков не пришел в срок, можно жаловаться в прокуратуру. И волокитчики за это заплатят. Кроме того, законопроект дает право обращаться в государственные органы, а также в ГУПы, МУПы и прочие инстанции объединениям граждан и юридическим лицам. Пока закон обязывает чиновников относиться внимательно лишь к обращениям отдельных граждан. Однако, как решил нынешним летом Конституционный суд, эта норма не соответствует Основному Закону.