Первое - несмотря на предполагаемое повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 5205 рублей, разрыв между МРОТом и прожиточным минимумом почти не изменится. Сейчас, по подсчетам профсоюзов, минимальная зарплата составляет 66,7 процента от прожиточного минимума, в следующем году будет 68 процентов. И если в последующие два года она будет повышаться темпами, которые предусмотрены бюджетом, то уравнивания этих двух понятий так и не получится.
Второе - повышение зарплаты работников соцсферы и науки планируется производить не только за счет бюджетных средств, но и оптимизации расходов и небюджетных источников. "Речь идет о перекладывании на клиентов образовательных и медицинских учреждений значительной части расходов по повышению зарплаты их работникам", - считает глава ФНПР Михаил Шмаков. Но никто не производил оценку емкости рынка платных соцуслуг с учетом платежеспособности населения.
Третье - проектом бюджета не предусмотрена индексация пособий по безработице. Сейчас минимальная планка 850 рублей (12,3 процента от прожиточного минимума), максимальная - 4900 (71 процент). И наименьшую сумму получают до 50 процентов официально зарегистрированных безработных. Профсоюзы смущает и то, что объем расходов консолидированного бюджета на образование снижается с 4,3 процента ВВП в 2013 году до 4,1 процента ВВП в 2015 году. Аналогичная ситуация со здравоохранением, ЖКХ.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) считают, что корректировка проекта бюджета целесообразна по двум направлениям: отказ от повышения нагрузки на бизнес и приоритетное финансирование инвестиционной активности. И отмечают, что неопределенная ситуация с основными параметрами пенсионной реформы дает возможность оценить потенциальные риски для работодателей в части фискальной нагрузки - она растет, и существенно. При этом проект бюджета Пенсионного фонда подготовлен исходя из несогласованных предложений по пенсионной реформе. Предприниматели предлагают сократить бюджетные расходы по отдельным статьям, а также зафиксировать иные источники поступлений в бюджет, не связанные с ростом нагрузки на бизнес. Предлагается увеличить дивиденды по акциям, принадлежащим государству, активизировать приватизацию.
Как отмечают в РСПП, к 2017 году предполагается выйти на уровень объема Резервного фонда в 7 процентов ВВП. Предприниматели предлагают достичь этого показателя к 2020 году, а часть средств направить в Пенсионный фонд, что позволит отказаться от предлагаемого введения дополнительных страховых взносов за "досрочников".
Кроме того, чтобы снизить неэффективные расходы, нужно компаниям с госучастием отказаться от приобретения дополнительных активов, в том числе у зарубежных фирм. Особенно если может потребоваться бюджетное софинансирование сделки. Можно согласиться на вариант обмена акциями, тогда не увеличится совокупная доля госактивов в экономике, полагают в РСПП.