За два с половиной года существования компании мы запустили 20 интернет-бизнесов и отсмотрели около 15 000 кандидатов на различные позиции, получив одну из самых серьезных экспертиз на рынке. Будучи бизнес-акселератором, мы запускаем примерно две компании в месяц. Соответственно, вопрос о личности лидера стартапа для нас всегда стоит очень остро. К тому же все бизнесы работают в разных отраслях - от электронной коммерции и медицинского контентного ресурса до порталов о коммерческой недвижимости и сайтов с предложениями о краткосрочном бронировании жилья. Поэтому люди всегда требуются с совершенно разной компетенцией, релевантным опытом и знанием специфики интернет-рынка. Вот тут и начинаются стандартные для локального рынка сложности.
Российский интернет-рынок еще только формируется, ему не больше десяти лет. При этом стартап-бум начался совсем недавно. Рынок не успел сформировать пул опытных интернет-предпринимателей, способных с нуля создавать интернет-компании и выращивать их до крупных прибыльных бизнесов.
Многие лидеры нынешних стартапов в основном самоучки. В России еще нет возможности получать профильное образование в области Интернета, да и опыта за все время существования отрасли набрать сложно. Поэтому многие постигают азы управления бизнеса на практике, то есть методом проб и ошибок, часто не имея понимания базовых принципов предпринимательства.
С одной стороны, это понятно, все мы родом из недавнего прошлого, когда слово "предприниматель" считалось почти ругательным. Коммерческая жилка, предпринимательский драйв, желание и умение создать свой бизнес все еще редкость для российской действительности. С другой стороны, время диктует крайне высокие требования. Все понимают, что Интернет в России - одна из наиболее перспективных областей, где можно проявить себя, создать успешный стартап и стать одним из признанных экспертов и лидеров рынка.
Но стартап - вовсе не романтичное место, как думают многие молодые лидеры. Стартап - это напряженная бизнес-среда, требующая максимум усилий, круглосуточной тяжелой работы, умения руководить людьми и бизнес-процессами. К тому же стартап-стадия для бизнеса только начало, и именно от лидера зависит, как бизнес перешагнет этот рубеж и будет развиваться в серьезную компанию. Ведь человек, претендующий на роль лидера, должен быть креативным и энергичным, должен уметь вдохновлять и мотивировать, чтобы запустить компанию с нуля, повести за собой команду.
Также он должен уметь эволюционировать, развиваться вместе с бизнесом, ведь совсем скоро у компании появятся первые корпоративные стандарты, бизнес-процессы, когда нужно унифицировать корпоративные правила, учить команду следовать правилам бизнеса после первого напряженного этапа запуска. И еще больше умений требуется от лидера, когда бизнес занимает свою нишу на рынке и нужно координировать работу с инвесторами, акционерами, потребителями, командой, когда все ниточки уже серьезной компании находятся в руках у этого самого человека. Лидер бизнеса постоянно учится и проходит через внутреннюю систему оценки лидерского потенциала и личных качеств.
Мы определили для себя круг факторов и необходимых качеств, которые помогают находить нужного человека. Прежде всего у кандидата в жизни должны быть яркие достижения, доказывающие, что он на многое способен и обладает лидерскими качествами. Даже если в его профессиональной карьере были ошибки, главное, какие выводы он смог сделать, как данный опыт помог в его развитии. В целом, человек должен мыслить и действовать в позитивном ключе, чтобы справляться со сложными вызовами и нетривиальными задачами, которые поставит перед ним упорная работа по созданию бизнеса с нуля.
Также лидером бизнеса должен быть тот, кто понимает специфику российского рынка. Не зная, как строятся бизнес-процессы у нас в стране, не понимая особенности российского потребителя, успешный стартап запустить вряд ли получится. Мы верим в российских профессионалов, получивших опыт в других странах. Как показывает практика, у них более широкий кругозор, они лучше подготовлены к превратностям бизнеса, более четко понимают, как должны строиться бизнес-процессы.
Да, найти человека, подходящего по всем параметрам, крайне сложно. Поиск нужного кандидата - тяжелый труд, требующий огромной аналитической работы. На российском рынке пока еще не существует компаний, чьи сотрудники считались бы "знаком качества" индустрии, поэтому создание сильного HR-бренда и самой профессиональной команды на рынке и должно явиться одной из основных задач.