На защиту знаменитой школы встала не только общественность, но и прокуратура. СУНЦу пришлось готовить экспертное заключение специалистов из Санкт-Петербурга и привлекать юристов. В результате постановление о штрафе было отменено. Иначе Новосибирскому университету пришлось бы заплатить штраф 100 тысяч рублей, а для остальных СУНЦев это стало бы печальным уроком. На сегодняшний день с точки зрения закона все они уязвимы, так как находятся, по сути, между школой и вузом. СУНЦы предлагают одаренным старшеклассникам школьную программу 10-го и 11-го классов и вузовское обучение. Но все документы, которые регламентировали эти необычные центры, возникшие на базе физматшкол, уже устарели. А новых нет.
Сегодня в Новосибирском СУНЦе обучается около 500 человек. Все эти одаренные дети - из глубинки и живут в общежитии. Урока в 45 минут им недостаточно, и обычные учителя им уже не очень интересны, их запросы выше.
- Сейчас директора СУНЦев готовят письмо в минобрнауки. Мы хотели бы, чтобы наш особый статус был прописан юридически, - рассказал "РГ" директор Новосибирского СУНЦа Николай Яворский, - Может быть, нужно внести поправки в проект закона "Об образовании", мы хотим предложить это депутатам.
Николай Яворский замечает, что такая проверка прошла в центре в первый раз, до этого никаких претензий не было. Но нет гарантий, что проверяющие не придут снова.
Виктор Садовничий, ректор МГУ:
- Нужен особый документ, который регламентировал бы работу учреждений для одаренных детей. В прежние времена существовало соответствующее решение правительства, сейчас, возможно, стоит также подумать об этом. Возможно, в новом проекте закона "Об образовании" должно быть положение о том, что такие школы имеют особый статус, и он отличен от обычных школ. Такие специализированные школы нельзя выводить из состава университетов. В этом случае они вообще потеряют смысл. Для МГУ этот вопрос очень важен, мы собираемся открывать еще одну школу для одаренных детей - здание для нее уже строится. Допускаю, что СУНЦы могут появиться и при других университетах, там, где есть возможности, в первую очередь научные школы и кадры для работы с одаренными.