Новости

02.10.2012 00:24
Рубрика: Общество

Здесь пела Клавдия Шульженко

Новым памятникам архитектуры Москвы вернут историческую функцию
На одном из ближайших заседаний городского правительства будет принято постановление о включении в Государственный реестр объектов культурного наследия Москвы здания электротеатра "Форум" на Садовой-Сухаревской улице и кругового депо Николаевской железной дороги на Комсомольской площади. После этого объекты приобретут официальный статус архитектурных памятников.

Одновременно встанет вопрос и об их реконструкции. Что планируют сделать с новыми достопримечательностями, выяснял корреспондент "РГ".

Электротеатр "Форум" был одним из первых кинотеатров Москвы. В 1914 году его строили с размахом - зрительный зал вмещал около 800 человек. В советское время "Форум" был одним из главных центров культурной жизни столицы. Здесь выступала Клавдия Шульженко и проходил первый в СССР публичный показ фильма Федерико Феллини "Восемь с половиной". Электротеатр и сегодня привлекает внимание прохожих - теперь уже не величием неоклассицизма, в стиле которого был построен, а яркой строительной сеткой, в которую затянут не первый месяц. В начале XX века новые здания в центре Москвы обычно включались в сложившуюся застройку, поэтому фасады поддерживались в идеальном порядке, боковым же стенам, скрытым от глаз прохожих соседними строениями, внимания уделялось меньше. В итоге до наших дней дожил только фасад фойе, а задняя часть "Форума" оказалась полностью разрушенной. То, что сохранилось, столичные власти отреставрируют. На территории, где раньше находился зрительный зал, планируют построить современный зал для просмотра фильмов. Как рассказали "РГ" в пресс-службе департамента культурного наследия Москвы, уже найден для этого потенциальный инвестор, который готов вернуть "Форуму" историческую функцию.

В 1914 году электротеатр "Форум" построили с размахом - зрительный зал вмещал около 800 человек

Круговое депо Николаевской железной дороги тоже ждет реставрация. Депо 1846 года рождения является единственным подобным сооружением в столице. Когда строилась Николаевская железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, на всем ее протяжении задумывался комплекс железнодорожных зданий, выполненных по единому образцу. Но со временем выяснилось, что круговое депо под образец подогнать невозможно - находящийся в непосредственной близости Красный пруд не позволил пристроить к депо мастерские.

В советское время первозданный вид депо был утрачен современными архитектурными доработками. Теперь их, скорее всего, ликвидируют. Однако дальнейшая судьба памятника пока неясна: РЖД планирует строить еще один путь по Ленинградскому направлению, и он частично проходит через депо. Поэтому нужно либо поднимать депо наверх, чтобы дорога проходила под ним, либо разобрать несколько секций и пропустить дорогу внутри памятника. "Мне нравится второй вариант, - говорит заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - В депо раньше было несколько сквозных тоннелей, предназначенных для выезда паровозов за его пределы, и разбор нескольких секций - это, по сути, тоже возвращение памятнику исторической функции". Вопрос о том, что все-таки дальше ждет депо, отдельным пунктом вынесут на заседание городской градостроительной комиссии.

Общество История Москва Правительство Москвы Филиалы РГ Столица ЦФО Москва