Евгений Петросян, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: Эти стандарты нужны тем, кто заказывает и исполняет проекты, кому необходима единая комплексная методология и надлежащая практика в области проектного менеджмента. Стандарты нужны тем, кому необходимо точно знать, каким образом действовать при выполнении проекта. Национальные стандарты - это согласованные компетентным экспертным сообществом конкретизированные и документированные положения и требования. Стандарты являются добровольными документами, но для тех, кто взял на себя обязательство их выполнять, они становятся обязательными. Поэтому включение стандартов в контрактные требования позволяет заказчикам и исполнителям не выдумывать собственные правила и процедуры, а использовать уже наработанную выверенную стандартизированную практику, другими словами, лучше определять и контролировать тот результат, который должен быть достигнут, и технологию проведения работ. Стандарты помогают заказчикам устанавливать более эффективные и при этом выполнимые требования к тому, что они хотят получить, а тем, кто выполняет проекты, - лучше понять, что же в конечном итоге они должны сделать, какого результата от них ожидают и какой процесс для этого должен быть задействован. Другими словами, стандарты позволяют и заказчикам, исполнителям и другим заинтересованным участникам процесса проектирования говорить на одном терминологическом и техническом языке в отношении результатов и хода выполнения проекта.
Данные стандарты разрабатывала большая группа специалистов, которая постаралась воплотить в эти стандарты все свои знания и опыт, накопленные за свою долгую практику, облечь их в форму документа, который был бы одинаково полезен всем причастным сторонам.
- На какие компании рассчитаны эти стандарты?
Петросян: Стандарты может использовать любое заинтересованное лицо. Они не разрабатываются исключительно для государственного сектора или частного. Стандарты используют те, кому они необходимы. Главное, чтобы они были полезны. Поэтому стандарты разрабатываются таким образом, чтобы как можно большее число заинтересованных лиц могли бы их использовать и выполнять. А это означает не только их купить, но и правильно понять и внедрить в свою практическую деятельность. Конечно же, мы хотим, чтобы разработанные стандарты применялись как в государственном секторе, так и бизнес-сообществом.
- Как относится бизнес к этому нововведению? Это долгожданное нововведение или оно рождалось в спорах?
Петросян: Мне трудно сказать, насколько ожесточенными были споры при разработке этих стандартов, поскольку сам я не участвовал в самой процедуре разработки. Но знаю, что было не все так просто. Сначала это были довольно объемные стандарты, которые впоследствии в процессе долгих дискуссий существенно "похудели", но при этом стали более "изящными" или, выражаясь техническим языком, оптимальными по объему и эффективности предъявляемых ими требований. Кроме того, основными разработчиками были компании, конкурирующие между собой на рынке услуг в области проектного менеджмента. Уверен, что предприниматели оценят нововведения, поскольку эти стандарты консолидировали общее мнение, общие знания, и воплотили общественные интересы, а не интересы ограниченного преследующего собственные цели сообщества.
- В каких секторах экономики наиболее реализуемы эти стандарты?
Петросян: Конечно, хочется ответить, что в большинстве, но уж во многих это точно. Прежде всего это такие сектора, как промышленный, банковский, финансовый, сектора различных услуг, области научно-технических разработок, инноваций. Национальные стандарты могут быть востребованы абсолютно всеми и в любых секторах. Кстати, в подтверждение этого можно привести рисунок распределения фонда утвержденных стандартов по отраслям, показывающий количество национальных стандартов, действующих в различных экономических областях, в каждой из которой реализуются проекты (см. диаграмму на стр. 1. - Прим. ред.).
- Насколько наши новые российские национальные стандарты соотносятся с международными?
Петросян: За последнее время в России приняты семь стандартов в области проектного менеджмента. Из них два стандарта основаны на своих международных аналогах. Три стандарта тоже ориентируются в большей степени на международно признанную практику. Недавно появился новый международный стандарт ИСО 21500 "Руководство в области проектного менеджмента". Он, конечно, отличается от разработанных российских стандартов, но никакого противоречия между ними нет. ИСО 21500 распространяется только на управление проектами, но не распространяется на управление программой и на управление портфелем проектов. Из трех разработанных отечественных стандартов один распространяется на проекты, другой - на программы, третий - на портфели проектов. Хотелось бы, чтобы национальные положения и требования в этой области деятельности находились в соответствии с международными нормами и правилами. Это важно для упрощения взаимодействия с иностранными заказчиками. Поэтому скорее всего уже в следующем году начнется разработка нового или доработка уже существующего национального стандарта с целью максимально гармонизировать его с международным. А ориентироваться на международные стандарты требует не только здравый смысл, но и наши международные обязательства, например как члена ВТО.
- Как национальный стандарт будет соотноситься со стандартами в рамках Таможенного союза?
Петросян: В рамках Таможенного союза отдельных стандартов именно Таможенного союза не существует. В рамках Таможенного союза разрабатываются и принимаются технические регламенты, другими словами документы, устанавливающие единые в рамках территории ТС обязательные требования к продукции или связанным с ней процессам производства в отношении защиты жизни, здоровья, охраны окружающей среды. А в качестве стандартов, которые используются для исполнения требований технических регламентов в рамках Таможенного союза, применяют либо межгосударственные, либо национальные стандарты. Межгосударственные стандарты - это региональные стандарты, принятые межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) стран СНГ. Сложившаяся на сегодняшний день практика такова, что больше 90% межгосударственных стандартов разрабатывает Россия на базе действующих российских стандартов. Фактически российские национальные стандарты преобразуются в межгосударственные. Поэтому и в отношении стандартов в области проектного менеджмента может быть использована такая же процедура. Сегодня они национальные, но завтра мы можем предложить эти стандарты в качестве межгосударственных, и если страны-члены МГС согласятся с этим предложением, эти стандарты будут преобразованы в межгосударственные. Межгосударственные стандарты, по аналогии с международными, нужны для того, чтобы упрощать торговлю, и не только в рамках ТС или постсоветского пространства, но и в торговле с другими зарубежными партнерами, за пределами ТС. Но опять же будет лучше, если такая инициатива будет исходить от бизнеса. Это будет означать, что данные стандарты будут рассматриваться в качестве существенной поддержки бизнес-сообщества, а потому и необходимость расширения их действия не будет вызывать никаких возражений. Но пока не стоит бежать впереди паровоза. Давайте посмотрим, как эти стандарты будут работать, в каких областях. Может быть, их нужно будет доработать с учетом приобретенного опыта.
- Каковы перспективы разработки новых нормативных документов в этой области?
Петросян: Конечно, по мере необходимости будут разрабатываться и другие стандарты. По мере накопления положительного опыта, возможно, появятся стандарты проектного менеджмента в отдельных профессиональных или промышленных областях, как это мы видим на примере хорошо зарекомендовавших себя стандартов ИСО 9000 в области систем менеджмента качества. Но разработка стандартов не самоцель. Главное, стандарты должны работать, и работать результативно. Поэтому для нас не менее важной является задача в буквальном смысле донести до всех заинтересованных сторон, что такие стандарты существуют, объяснить, для чего и как их нужно использовать. Чтобы понять, что наиболее ценно в стандарте, его надо не просто купить, и не только прочесть, а нужно попробовать с ним прожить. Сделать его неотъемлемой частью деятельности предприятия. И мы стремимся к тому, чтобы воспитывать такое отношение к стандартам прямо со студенческой скамьи. И в этом смысле стандарты являются не только носителями унифицированных норм и правил, но и своеобразной библиотекой знаний, позволяющей постигать азы профессиональной деятельности и мастерства.