В ближайшие 13 лет численность трудоспособного населения уменьшится на 11,5 миллиона человек, количество детей вырастет на 2,5 миллиона, а пенсионеров - на четыре. В больших объемах накопительные пенсии начнут выплачиваться после 2025 года - именно в тот момент, когда иждивенческая нагрузка на работающих достигнет максимума. Такая демографическая динамика ослабляет устойчивость распределительной системы и создает преимущества для накопительной. Ведь накопительные пенсии зависят не от текущих темпов роста зарплаты, а от зарплат прошлых периодов и инвестиционного дохода.
В следующие 20 лет рост зарплат в стране будет замедляться, а доходность от инвестиций на длительных интервалах, как и в большинстве развитых стран, начнет превышать зарплаты. При этом рост распределительных пенсий будет отставать от роста зарплат в связи с увеличением числа пенсионеров.
В случае отмены обязательной накопительной системы не будет улучшено финансирование распределительных пенсий. Сегодня две трети пенсионных взносов возвращаются в федеральный бюджет. Из них примерно 70 процентов вкладывается в государственные ценные бумаги, и через бюджетный трансферт финансируются текущие выплаты из ПФР. В результате такие поступления удешевляют государственные заимствования и поддерживают стабильность рынка госбумаг.
Накопительная система повышает привлекательность страны в глазах инвесторов. Инвесторы и международные рейтинговые агентства рассматривают отсутствие накопительных систем как дополнительный фактор бюджетной неустойчивости, что повышает стоимость обслуживания государственного долга.
Кроме того, пенсионные накопления являются источником длинных инвестиционных ресурсов. К 2020 году их величина составит 40 процентов от всей суммы долгосрочных банковских кредитов в экономике. Они будут обеспечивать устойчивость и ликвидность рынка ценных бумаг.
Отмену накопительной системы инвесторы могут расценить как неэффективное использование единственного крупного ресурса долгосрочных вкладов. И, как следствие, - не исключено падение доверия к российскому финансовому рынку, повышение премии за риск, которую придется платить российским корпоративным заемщикам на международных финансовых рынках, ограничение притока прямых иностранных инвестиций.
Без средств пенсионных накоплений не будет реализована среднесрочная программа приватизации, от которой, в свою очередь, зависит удержание дефицита бюджета в приемлемых пределах. Они же могут стать важным источником финансирования инфраструктурных проектов, заменить который в настоящее время нечем.
Пенсионные взносы должны обеспечить финансирование строительства доступного жилья. Кроме того, с их помощью можно создать массовый рынок доступной коммерческой аренды квартир, который повысит трудовую мобильность населения и приведет к снижению цен на рынке купли-продажи недвижимости.