Пермский центр развития дизайна заработает в новом формате

Судьбу КГАУ "Пермский центр развития дизайна" (ПЦРД) намерены решить депутаты Законодательного собрания края. На протяжении нескольких лет деятельность ПЦРД вызывала у них вопросы и теперь, по мнению парламентариев, необходимо определить, как он будет работать дальше, и будет ли работать вообще.

В региональном минпроме, который является учредителем ПЦРД, уверены, что дизайнерский центр продолжит свою деятельность, но поменяет ее формат.

Напомним, что ПЦРД был создан в 2009 году по инициативе краевых властей. Дизайнерский центр получил статус автономного государственного учреждения, а среди его основных задач было эффективное использование дизайна для развития городской среды и повышения конкурентоспособности товаров региональных производителей. Кроме того, ПЦРД реализовал несколько образовательных проектов, в которых могли принять участие все начинающие дизайнеры.

Ежегодное финансирование дизайнерского центра - 50 миллионов рублей в год. Эти деньги предоставлялись на выполнение государственного задания - реализацию различных проектов, в рамках которых дизайнерам ПЦРД необходимо было создать привлекательный внешний вид некоторых товаров или объектов городской среды. Так, например, дизайнерским центром реализовывался проект "Пермский деревянный дом", в ходе которого планировалось создать каталог эскизных проектов в сфере малоэтажного домостроения. В результате каталог был создан, однако целевая аудитория проекта в лице пермских строителей к дизайнерским достижениям отнеслась равнодушно. Свое отношение некоторые бизнесмены объясняли тем, что предлагаемые проекты не учитывают местных климатических условий и особенностей комплексной застройки коттеджных поселков. Кроме того, сегодня в бесплатном доступе есть целые банки эскизных проектов, а потому нет проблемы предложить клиенту привлекательную архитектурную "обертку" самостоятельно.

Аналогичная судьба и у проекта "Пермский сувенир", с помощью которого предполагалось создать брендбуки сувенирной продукции для территорий края. Эскизные проекты, по мнению специалистов, получились достаточно оригинальными, но в то же время бизнес они не заинтересовали. Возможно, причина этого - в неразвитости самой сувенирной отрасли региона, продукция которой в большинстве случаев создается под заказ клиента, но не является спросообразующей.

Чуть большего успеха достигли разработки дизайна объектов городской среды. Проект создания остановок общественного транспорта нового типа предполагал доступную для понимания гостей краевой столицы навигацию, освещение в темное время суток и элементы арт-дизайна в общем оформлении объектов. Сегодня все эти новаторские предложения сложно оценить по той причине, что большинство установленных конструкций, стоимость каждой из которых составляет более 500 тысяч рублей, подверглись нападкам вандалов.

Наиболее крупным проектом этого года для ПЦРД стал запуск студии прототипирования стоимостью 20 миллионов рублей. Оборудование студии позволяет осуществлять фотосъемку, цветную и черно-белую широкоформатную печать на разных носителях, прямую печать на ткани, 3D-сканирование и 3D-печать.

- С помощью нового оборудования можно разрабатывать дизайн-проекты, реализовывать идеи и создавать прототипы новой продукции, - пояснил исполнительный директор ПЦРД Денис Лямин. - Дизайнеры, архитекторы и конструкторы смогут не только придумать и создать свой проект в виртуальном виде, но и воплотить его как на бумаге, так и в виде объемной модели. Недавно мы напечатали первую трехмерную модель для пермских промышленников. Сейчас в стадии работы находятся еще несколько проектов.

Новая студия прототипирования действительно может быть полезна некоторым предприятиям региона. В то же время есть опасения, что бесплатными услугами студии могут воспользоваться и не особо нуждающиеся в этом предприниматели. Как отметил сам Денис Лямин, "это те, кто хочет поставить дома на полку красивый объект, созданный на 3D принтере".

По мнению некоторых экспертов, итоги деятельности ПЦРД говорят о том, что наладить взаимодействие с бизнесом дизайнерам еще не удалось. Так, например, преподаватель художественной компьютерной графики, доцент кафедры дизайна, графики и начертательной геометрии ПНИПУ Михаил Ларкин считает, что все разработки центра производились по инициативе идеологов ПЦРД, но при этом мнение самих предпринимателей услышано не было.

- Сегодня актуален вопрос: кто именно должен заказывать дизайн: сами разработчики или все-таки те, кто им будет пользоваться, - отметил Михаил Ларкин. - Мировой опыт подсказывает, что в процессе разработки и внедрения нового продукта необходимо придерживаться прагматичных взглядов. Так, например, у компании IKEA существует система заказа дизайнерских разработок, которая основана на конечной стоимости продукта. Проще говоря, перед дизайнером ставится задача, чтобы его разработка учитывала определенные ценовые показатели.

С этим мнением согласен и руководитель компании "Попов дизайн" Николай Попов. По его словам, предприниматели равнодушно отнеслись к разработкам ПЦРД по различным причинам. В первую очередь бизнес интересовало мнение целевой аудитории о предлагаемых продуктах (в данном случае сувенирной продукции), но поскольку мнение конечных потребителей не было досконально изучено, то инвестировать в новое производство многие не захотели.

- Меня лично озадачил уровень профессионализма дизайнеров, - пояснил Николай Попов. - Предполагалось, что наша компания изготовит образцы сувенирной продукции, разработанные ПЦРД, но когда мы получили эскизы, то увидели, что они абсолютно оторваны от существующих технологий производства. В результате стоимость изделий могла получиться запредельно высокой. Я уважаю творчество бывшего арт-директора ПЦРД Эркена Кагарова, но, к сожалению, он не смог стать эффективным менеджером, который бы связал интересы региональных производителей и таланты дизайнеров.

И все-таки надежда на то, что бюджетные инвестиции в создание регионального центра дизайна окупятся, существует. Связана она с тем, что региональный минпром видит будущее ПЦРД в обслуживании преимущественно заказов государственных министерств и ведомств. Примеры уже есть - не столь давно дизайнеры разработали фирменный стиль, систему внешней и внутренней навигации, а также интерьер Пермского краевого перинатального центра. Эксперты сочли, что получившийся образ - позитивный и оптимистичный, и это крайне важно как для пациентов, так и для его работников.

В то же время, по мнению делового сообщества, более эффективным исполнителем государственных заданий могли бы стать частные дизайнерские компании, поскольку работать им бы пришлось в жестких конкурент-ных условиях. Такой подход обеспечил бы и адекватную стоимость государственных заказов, хотя и не избавил бы рынок от недобросовестных исполнителей.

комментарий

Александр Тартаковский, министр промышленности, инноваций и науки Пермского края:

- Мы видим ПЦРД в рамках подконтрольного нам предприятия, которое будет исполнять госзадания как по собственной инициативе, так и по заказам краевых министерств и ведомств. Кроме того, принято решение о том, что ПЦРД выступит как коммерческая организация, выполняя заказы различных частных фирм. Это необходимо для того, чтобы снизить бюджетные затраты на содержание центра дизайна. Вскоре будет сформирован коллегиальный орган управления дизайнерского центра, в который войдут чиновники различных ведомств. Члены правления определят приоритет заданий, поступающих от различных госучреждений и составят план работы дизайнерского центра на год вперед.