02.10.2012 18:35
    Поделиться

    Предприниматели требуют избавить Заполярье от "псевдовузов"

    Многие вузы и их филиалы, действующие сегодня в Заполярье, свели свою деятельность к легальной торговле дипломами. Их ректоров уже давно волнует не качество преподаваемых знаний, а исправный сбор со студентов денег за учебу. По мнению экспертов, количество вузов необходимо сократить, а систему преподавания радикально перестроить, отдав приоритет не теории, а практике.

    Результат закономерен: вузы тысячами плодят клиентов служб занятости за деньги тех же клиентов. По данным управления государственной службы занятости населения Мурманской области, на 1 сентября 2012 года в службу занятости населения Заполярья обратилось 1108 выпускников учреждений профобразования, из которых 389 человек закончили училища и лицеи, 257 человек - колледжи, а 462 человека получили свою специальность в вузах, причем главным образом гуманитарного профиля. На учете в центрах занятости к первому дню учебного года состояли 512 выпускников.

    Эти цифры выглядят не слишком значительными по сравнению с общим количеством выпускников в Заполярье. В региональном министерстве образования и науки сообщили, что ежегодно высшие учебные заведения в регионе заканчивают около 6,5 тысячи выпускников, из которых примерно 1,4-1,5 тысячи учились за счет бюджета, а порядка пяти тысяч - платно. Но реальное число молодых специалистов, оставшихся невостребованными у работодателей, гораздо выше. Заместитель министра образования Сергей Мякишев отмечает, что в службу занятости обращаются примерно 20 процентов выпускников, которые не сумели найти себе работу по специальности. Кроме того, никто не считал тех, кто после получения диплома устроился работать продавцом, неизвестно зачем потратив на учебу сотни тысяч родительских рублей и пять лет собственной жизни.

    Все это говорит о том, что качество преподавания оставляет желать много лучшего даже в крупных местных вузах. И, прежде всего, ослабевает практическая сторона профессионального образования, без которой усвоенная теория мало что значит.

    - Студентам дают только базовые знания, - подчеркивает Олег Марков, председатель комиссии Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области по образованию и профессиональной подготовке. - Возьмем инженеров-программистов. Сейчас очень популярна бухгалтерская программа 1С. Они приходят к нам после учебы, и выясняется, что в 1С ничего не понимают. Их нужно доучивать на практике еще два-три года. А ведь доучивание только одного работника обойдется компании примерно в миллион рублей!

    Вторая проблема - небольшие платные "псевдовузы", которые готовят таких же "псевдоспециалистов". Как правило, их ректоры цепляются за "платников" всеми силами, отчисляя невежд лишь в вопиющих случаях, а студенты учатся по принципу "я заплатил - и отстаньте от меня". От приобретения диплома в подземном переходе эта ситуация отличается только тем, что студент покупает вполне легальный документ об образовании, к которому не придерется ни один кадровик. В итоге вместо высшего образования налицо профанация чистой воды. Куда лучше стать хорошим сварщиком, чем плохим экономистом - об этом минобразования буквально кричит на всех углах. "Псевдовузы" оттягивают на себя сотни молодых северян, которые могли бы после учебы в колледже или лицее стать отличными рабочими и переплюнуть по зарплате своих одноклассников с красными вузовскими дипломами.

    Решать эту проблему необходимо комплексно, убеждены эксперты. Во-первых, радикально уменьшить количество вузов в регионе. За десять минувших лет оно осталось практически неизменным: 29 вузов с филиалами, хотя число выпускников школ сократилось вдвое, со 140 до 76 тысяч. Второе - всячески усиливать обратную связь между предприятиями и учебными заведениями. Заключать договоры о гарантированной практике для студентов на различных предприятиях, проводить мастер-классы для преподавателей, поставлять в вузы современное оборудование. Ряд предприятий уже пошли по этому пути. Но необходимо и перестроить систему преподавания: практика у студентов должна начинаться буквально с первого курса. Более того, для вузовских студентов-бюджетников необходимо вернуть распределение, убеждены в региональном минобразования.

    А как у соседей?

    По данным мониторинга, проведенного аппаратом полномочного представителя президента РФ в СЗФО, в Калининградской области будут обеспечены работой только 40 процентов выпускников от их общего количества.

    Причины их невостребованности разные. По словам сотрудницы трудоустройства выпускников и содействия занятости студентов БФУ им. И. Канта Алины Алексюк, "технарей" и программистов разбирают чуть ли не со студенческой скамьи, а гуманитарии чаще остаются не у дел. Работодатели смотрят на стаж, а молодые специалисты - на предлагаемую зарплату, и их интересы не всегда сходятся.

    - Сегодня соотношение "теория-практика" в учебном процессе 70 на 30 процентов, а работодатели настаивают на том, что оно должно быть 50 на 50 или даже больше. Приоритет должен отдаваться практическим занятиям на производстве, - считает вице-премьер правительства Калининградской области Виктор Смильгин.

    Руководители предприятий убеждены, что предлагаемый профессиональными учебными заведениями перечень из 114 специальностей недостаточен, он должен быть увеличен в два-три раза. Кроме того, многие педагоги годами читают лекции по старым книжкам, учат маркетингу, не проведя ни одного маркетингового исследования. Образование должно быть реальным, а не формальным, а для этого преподавателям следует самим пройти производственную практику на предприятиях области, подчеркнул Виктор Смильгин.

    Поделиться