01.10.2012 23:40
    Поделиться

    За 6 лет количество рынков в России сократилось в два раза

    Мы все понимаем, что современная розница растет и торговля развивается по тем экономическим законам, которые от нас не зависят. Потребителю нравится ходить в качественные магазины. За последние шесть лет количество рынков в нашей стране сократилось в два раза. Во многих случаях эти рынки были замещены либо крупноформатными магазинами типа "гипермаркет", либо торговыми центрами. И в дальнейшем современная розница будет расти и развиваться. В свою очередь, современная розница закладывает определенные риски для отечественных производителей.

    В рознице игроки конкурируют по цене. Пока что конкуренции за качество нет. В своем большинстве потребитель просто выбирает минимальную цену. Поэтому сдерживаются цены, все стимулы направлены на то, чтобы цена в магазине была самой низкой, и те же байеры сети требуют от вас не качество, а минимальную цену.

    Сужается ассортимент продукции. С одной стороны, самим сетям не очень удобно работать с большим количеством поставщиков, все-таки удобнее работать с двумя или тремя. В той же Европе количество поставщиков в гипермаркет может доходить максимум до 100. В России же в текущий момент это может быть 500, 600, 700 поставщиков - и это неэффективно. С другой стороны, сам потребитель также сужает свой ассортимент. Последние исследования показывают, что покупатель, сформировав определенную корзину потребления, на ней зацикливается и не стремится ее развивать, потребляет не так много новинок и т.д. И это тоже своего рода угроза, которая возникает для производителей.

    При этом ни в коем случае нельзя сейчас всю риторику направить на то, что нужно с сетями бороться. Тот закон о торговле, который был принят, не для торговли, а против нее. Идея была заложена такая, что торговля уже по определению виновата и ее нужно соответственно во всем ограничивать. Это неправильно, потому что торговля это товаропроводящий канал, и если торговля будет эффективной, то и объем потребления будет расти, и производители продуктов питания от этого выиграют.

    Перед государством стоит задача, в первую очередь, не вмешиваться в отношения хозяйствующих субъектов, навязывая товары определенных поставщиков, а создавать инфраструктурные изменения в экономике, которые могли бы позволить предприятиям развиваться, которые бы стимулировали сети закупать товары российского производства. Именно экономическая заинтересованность, экономические стимулы должны возникнуть у сети. Вкладываться нужно, естественно, в дороги, а также в работу с естественными монополиями, которые сдерживают развитие производства. Сами же производители должны повышать эффективность, конкурентоспособность. Многие из них неинтересны сетям в первую очередь потому, что неэффективны. Не умеют качественно вести переговоры. Не умеют донести свои мысли до байера сети. Зачастую даже не читают закон о торговле и сами же нарушают те нормы, которые в законе о торговле прописаны.

    В ближайшее время нужно решить вопрос естественной монополии. Только три из 66 заводов по производству сыра подключены к газовой системе в Алтайском крае. В других регионах была и остается аналогичная проблема подключения к сетям. Сети, так или иначе, в основном принадлежат государству. Нужно ввести определенные нормы по подключению к сетям, более того, эти подключения могли бы быть и бесплатны для потребителей и впоследствии включаться в тариф за потребляемую мощность или объемы газопотребления.

    Также необходимо пересмотреть фискальную систему с точки зрения стимуляции развития отечественного производства. Вплоть до кардинального снижения или отмены НДС для отечественного производителя социально значимых товаров. Государство не много потеряет, если посчитать, сколько это в бюджете формирует доходов.

    Очень важная проблема для всех - как для производителей, так и для сетей - это кадры. Нужно развивать заказ на определенные специальности: стимулировать образовательные институты для подготовки кадров для производителей и сетей, потому что у нас огромная отрасль торговли, а институтов, готовящих специалистов в этой области, практически нет.

    Важно предложить серьезное стимулирование лизинговых схем по закупке оборудования перерабатывающими предприятиями. Это позволило бы частично модернизировать предприятия, возможно, позволило бы работать более эффективно. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что хорошие идеи перекладываются в очень сложные законы и механизмы, которые до рядовых потребителей этих законов не доходят. Фактически ими может пользоваться ряд крупных компаний, в которых работают хорошие и сильные юристы, способные все обосновать и доказать. Средний производитель это реализовать не в состоянии из-за сложности в сборе документов и т.д. То есть необходимо еще и достаточно радикально упростить данные процедуры.

    Сейчас был разработан Кодекс добросовестных практик, в котором учтены не только все те моменты, которые зачастую позволяют себе сети с точки зрения навязывания условий поставщикам, но и те практики, которые допускают поставщики с точки зрения качества продукции. Очень часто первая партия товаров очень сильно отличается от 2-й, 3-й и последующих. В связи с этим представляется необходимым шагом создание межотраслевых институтов, которые могли бы заниматься координацией этой деятельности на базе Кодекса или на базе рабочей группы с выработкой реальных предложений и механизмов для дальнейшего их принятия и обсуждения в Госдуме. Напомню: рабочая группа по поддержке отечественного регионального производителя создана депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. Мероприятия, проводимые в рамках группы, призваны создать новый инструмент для диалога бизнеса и власти, консолидации усилий в сфере законотворческой деятельности, точечного решения проблем российских производителей продуктов питания.

    Поделиться