Игорь Анатольевич, улучшается или ухудшается ситуация с охраной труда сегодня?
Игорь Воробьев: Положение с охраной труда в РФ следует квалифицировать как напряженное. Если опираться на данные статистики, то ситуация по сути двойственная. Анализ сведений об абсолютном количестве погибших на производстве в результате несчастных случаев свидетельствует об устойчивой тенденции к их уменьшению. Если в 2001 году было более шести тысяч погибших на производстве, то в 2011 году, по данным федеральной инспекции труда, а мы учитываем абсолютно все случаи во всех отраслях, на всех видах хозяйствующих субъектов - уже 3200. Уменьшение почти в два раза, позволяющее говорить об устойчивости тенденции. Однако сведения статистики, непосредственно характеризующие состояние условий труда, но учитывающие приблизительно 40 процентов действующих хозяйствующих субъектов в определенных отраслях, говорят о тенденциозном ухудшении условий труда наших работников.
О чем идет речь?
Игорь Воробьев: К началу 2012 года относительное количество работников, занятых в условиях, не соответствующих гигиеническим требованиям в целом по РФ, составило чуть более 30 процентов. В прошлом году было 29, в позапрошлом - 27. Это тенденция, которая может говорить о некой напряженности. Практика контрольно-надзорной деятельности свидетельствует, что в ряде случаев в официальную статистику попадают работники, которые получают компенсации за работу во вредных условиях труда, а в действительности их условия труда являются оптимальными или допустимыми. Однако им все равно предоставляются компенсации, так как работодатели опираются на списки профессий, утвержденные в далеком 1974 году. А результаты аттестации на этих рабочих местах свидетельствуют о нормальных условиях труда. Но при этом работодатель, боясь социального напряжения, оставляет за ними компенсации или направляет сведения о них в статистические отчеты. Сегодня органы власти проводят серьезные мероприятия, чтобы исключить такой подход. Если условия труда действительно неудовлетворительные и подтверждены результатами проведенной аттестации рабочих мест, работники должны получать установленные законодательством компенсации. Но если условия оптимальны и допустимы, то надо делать соответствующие выводы.
Какие отрасли продолжают оставаться самыми небезопасными?
Игорь Воробьев: Если говорить о результирующей составляющей условий труда, которой в конечном итоге является производственный травматизм, то на первом месте - строительство, на втором - транспорт и связь, на третьем - обрабатывающее производство со всем комплексом того, что там есть. Четвертую ступеньку занимает сельское хозяйство, на пятом - торговля, на шестом - добыча полезных ископаемых. Я опираюсь на абсолютные цифры, связанные с количеством пострадавших на этих производствах. Если посмотреть на относительные показатели, картина может быть несколько иной. Относительный уровень травматизма в той же торговле, конечно, будет меньше, просто там много людей работает. Но все равно и по относительным показателям строительство безусловно лидирует, по ежегодным показателям на второе место выходит добыча полезных ископаемых.
Сколько инспекторских проверок было проведено за девять месяцев этого года?
Игорь Воробьев: Второй год подряд минэкономразвития вносит в правительство аналитический доклад о результатах проверок по 38 видам надзора и контроля. И с точки зрения интенсивности надзора второй год подряд Роструд занимает твердое первое место среди других ведомств. Среднее количество надзорно-контрольных мероприятий, проведенных в 2010-2011 годах одним должностным лицом нашего ведомства переваливает за 60. За девять месяцев нынешнего года проведено около 100 тыс. различных проверок, в среднем на одного инспектора приходится около 40 надзорно-контрольных мероприятий.
Что выявлено по результатам?
Игорь Воробьев: Около 400 тысяч различных нарушений. В среднем один инспектор за год обнаруживает приблизительно около 160 нарушений. Если посмотреть на результативную составляющую инспектора труда, можно констатировать, что ими было принято ряд конкретных мер по пресечению и локализации выявленных правонарушений. Инспекторы труда осуществили приостановку работ и оборудования, вынесли запреты на использование несоответствующих требованиям норм средств индивидуальной защиты, особенно тех, которые не имеют соответствующих сертификатов. Учитывая выявленные нарушения, связанные с отсутствием оформленных трудовых отношений.
На что еще обращают внимание инспекторы по труду?
Игорь Воробьев: На незаконно изданные приказы об увольнениях и взысканиях работников. По фактам выявленных нарушений виновные должностные лица подвергаются административным наказаниям, включая их дисквалификацию . Из года в год число дисквалифицированных от одного года до трех лет руководителей растет. На 1 июля 2012 года зафиксировано 89 дисквалификаций. Это примерно в 1,5 раза больше, чем было в тот же период в 2011 году. Мы нашли общий язык и понимание, как с нашими территориальными структурными органами инспекции труда, так и с судебными органами, которые рассматривают эти материалы. Наш инспекторский состав научился содержательно представлять тот материал, который мы направляем в суд. Поэтому у нас отказов в этой сфере становится все меньше. И дальше мы будем усиливать наши требования. Нерадивый работодатель не должен выполнять свои функции и не должен руководить коллективом.
Дает ли результаты социальное партнерство?
Игорь Воробьев: Социальное партнерство дает очень хорошие, я бы сказал, впечатляющие результаты. Во-первых, оно у нас развивается на всех направлениях. Скажем, от муниципальных образований до федерального уровня. Четко отлажена система взаимодействия. Мы видим плоды социального партнерства по разным позициям. Первая - соблюдение условий труда и создание безопасных условий труда. Нам в этом очень активно помогают представители трудового коллектива и представители работодателя. Это в первую очередь проблема нормирования, организация внутренних процессов жизнеобеспечения трудового коллектива. То есть заключение трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка и т.д. Подобные вопросы решаются исключительно на основе социального партнерства. Социальное партнерство позволяет нам не допускать и пресекать напряженность в коллективах, если она где-то возникает. Кроме того, мы используем процедуру проведения различных переговорных процессов для того, чтобы достичь необходимой стабилизации.
Ваша служба осуществляет и регистрацию отраслевых соглашений?
Игорь Воробьев: Отраслевое соглашение - важнейший нормативный акт. Сегодня на федеральном уровне действуют 62 отраслевых соглашений. И надо очень хорошо понимать, что в рамках социального партнерства стороны, представляющие работников, добиваются для них таких преференций, которых нет в законодательстве. Но если это зафиксировано в отраслевом соглашении, то тогда это становится нормой для тех, кто подписал это соглашение и для тех, кто присоединился к нему. Инспектор труда наряду с прямыми нормами, записанными в Трудовом кодексе, может требовать от работодателя исполнения норм, записанных в отраслевом соглашении. Надо учитывать, что очень многие локальные акты принимаются непосредственно на предприятии с учетом мнения трудового коллектива. И это тоже очень важно. В КоАП есть важные для работников нормы. В частности, контроль за исполнением условий коллективного договора обеспечивают обе подписавшие стороны. Инспектор труда не является контролером в этом плане. Но если сторона работников представляет сведения о невыполнении каких-либо условий коллективного договора, то в КоАП есть специальный состав, в соответствии с которым инспектор может наложить штраф именно за это правонарушение. Поэтому значимость результатов социального партнерства чрезвычайно велика.
Малый бизнес не стоит в стороне?
Игорь Воробьев: Малый бизнес уже озаботился и проблемой охраны труда, созданием безопасных условий для своих работников. Работодатели, владельцы, организаторы производства более серьезно стали относиться к таким составляющим, как заключение трудовых договоров, заполнение и ведение трудовых книжек, выплата заработной платы. Также и обеспечением работников, если это необходимо, соответствующей спецодеждой. И здесь мы наблюдаем положительную тенденцию. Но пока желаемого, стопроцентного результата нет. В инспекцию труда по-прежнему приходит очень много писем от работников предприятий малого бизнеса, в которых народ жалуется, что людей уволили с нарушениями. Обычно работодатель уговаривает написать заявление по собственному желанию, обещая при этом космические выплаты. На деле - обманывает. Мы разбираемся, и если есть за что, у нас не заржавеет - наказываем работодателя.