"Если рассматривать сферу энергетической кооперации России со странами СНГ, то с такими игроками, как Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, можно было бы говорить о перспективах торговой интеграции российских компаний в добычу и транспортировку их углеводородов", - рассказала "РБГ" организатор "круглого стола" доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян. По ее словам, спад мировой экономики требует от национальных экономических систем дополнительных усилий и ресурсов для обеспечения собственной стабильности и безопасности. Причем речь не только об энергетике. В этом контексте, считает Мигранян, государствам региона следовало бы пересмотреть нынешние оценки объединенного экономического потенциала стран интеграционной тройки ТС (ЕЭП) в обеспечении стабильности общих рынков.
И похоже, что эту задачу понимают и начинают воплощать в жизнь страны региона на высшем политическом уровне. Так, на днях премьер Украины Николай Азаров заявил, что все страны, подписавшие договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ, планируют до конца года завершить его ратификацию. В пятницу по итогам заседания Совета глав правительства Содружества, которое состоялось в Ялте, было принято решение о присоединении к договору Узбекистана, который должен завершить соответствующие процедуры до конца года. Еще две страны Содружества - Туркмения и Азербайджан - выразили желание дополнительно проработать вопрос о присоединении к договору.
"Пять государств ратифицировали договор, и мы услышали заявления руководителей еще трех стран о том, что в ближайшее время будут завершены процедуры ратификации. Таким образом, есть надежда, что с нового года практически в странах Содружества будет утвержден новый режим торговли, который открывает большие перспективы свободной торговли на большом экономическом пространстве", - сказал Азаров. И добавил, что на следующем этапе необходимо развивать и наполнять содержанием положения договора.
Напомним, что договор о ЗСТ СНГ призван обеспечить необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве государств Содружества и создать благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм ВТО.
Принятию позитивных интеграционных решений предшествовали не самые благоприятные новости из США. 13 сентября председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Шалом Бернанке заявил, что США увеличат свои запасы долгосрочных ценных бумаг с помощью открытой покупки в течение следующего месяца ипотечных долгов на сумму 40 миллиардов долларов, произведя так называемое третье "количественное смягчение" (QE3 - quantitative easing). Этим шагом США запустил очередной виток эскалации финансового кризиса, который уже привел к повышению волатильности цен на сырье и энергоресурсы, в частности на нефть и газ.
"Поскольку это уже третий этап "денежной подпитки" мировой экономики ничем не обеспеченными деньгами, существует высокая вероятность того, что подобные меры будут применяться и в дальнейшем. В этих условиях тем странам, которые не имеют возможности поддерживать свою экономику "печатанием долларов" и сбросом ликвидности на внешние рынки, необходима собственная стратегия действия", - пояснил "РБГ" эксперт Фонда общественной безопасности (Украина) Юрий Гаврилечко.
В относительной экономической стабильности могут пребывать рынки с количеством потребителей не менее 250-300 млн, напоминает эксперт. Следовательно, только несколько стран в мире могут себе позволить вести самостоятельную экономическую игру, все остальные вынуждены договариваться о взаимодействии и кооперации в различных сферах. "К сожалению, СНГ не стал до сих пор примером такой кооперации. Даже общей зоны свободной торговли СНГ пока не имеет", - констатирует Гаврилечко.
По словам специалиста, по-прежнему важную роль в установлении торгово-экономической "гармонии" в регионе будет играть Украина, соответственно, и динамика развития российско-украинской интеграции, которая сильно выделяется из общего тренда отношений России со странами СНГ. Этому есть простое объяснение, уверен эксперт: украинская "многовекторность".
"Это особое свойство украинской внешней политики - совершать необдуманные и крайне невыгодные для бюджета страны поступки. И в последние два с половиной года это проявляется все отчетливее", - считает эксперт.
При этом, по мнению Юрия Гаврилечко, интеграционные процессы в СНГ и Евразийском пространстве, несмотря на яркие заявления лидеров стран, будут проходить довольно медленно и болезненно с точки зрения соблюдения экономических и политических интересов всех стран-участников.