03.10.2012 23:40
    Поделиться

    В России в ближайшие две недели могут пройти зерновые интервенции

    Андрей Клепач признал риски кредитного бума
    В октябре правительство РФ может запустить механизм зерновых интервенций, сообщил сегодня замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.

    Такая мера рассматривается для того, чтобы снизить давление на инфляцию со стороны цен на зерно, пояснил он журналистам в кулуарах ежегодного форума крупного бизнеса. И предупредил, что не исключает разгона инфляции в октябре.

    Впрочем, пока, по словам Клепача, министерство рассчитывает, что рост потребительских цен в этом месяце окажется на сентябрьском уровне - то есть не более 0,5-0,6 процента.

    Между тем, Клепач предупредил и о других рисках и развилках, которые стоят перед отечественной экономикой.

    Они заключаются, прежде всего, в смене экономических приоритетов. Так, еще в начале двухтысячных годов перед правительством стояла задача удвоения ВВП, и она была близка к выполнению, напомнил Клепач.

    Сегодня такой амбициозной задачи экономического роста перед правительством нет, поделился своими наблюдениями замминистра. И уточнил, что теперь на первый план вышли бюджетная консолидация, страховка от мировых рисков, решение социальных вопросов, повышение производительности труда.

    Спор о том, что важнее - экономический рост или устойчивость бюджета - заметим, идет между Минэкономразвития и Минфином традиционно. И пока, судя по проекту бюджета, перевес на стороне финансового ведомства.

    Клепач не стал активно развивать эту тему, заметив лишь, что, по мнению Минэкономразвития, "это не очень хорошо". А для развития компаний "задачи экономического роста должны носить более приоритетный и амбициозный характер", пояснил замминистра. Добавив, впрочем, "что только магии цифр быть не должно, и только экономический рост не должен быть самоцелью".

    Проблема в том, что невысокие темпы роста экономики, как уже предупреждало Минэкономразвития, не могут обеспечить в том числе и выполнение социальных задач, достойный рост заработных плат. Пока они у нас в стране, несмотря на постоянное повышение, не такие уж высокие. Лишь 26 процентов населения России имеет доход более 30 тысяч рублей в месяц на человека, и их можно отнести к среднему классу, обратили внимание участники форума.

    Беспокоит экспертов и бурный рост кредитования граждан, темпы которого приближаются к докризисным отметкам и превысили 40 процентов в годовом исчислении. Но при этом ставки по кредитам запредельные, а ссуды в основном уходят на покупку импортных товаров. Клепач с этими доводами согласился. И даже поддержал политику Центробанка, направленную на охлаждение кредитного рынка и повышение процентных ставок.

    Это оправданно, считает замминистра, так как риски кредитования остаются высокими, а ресурсы для банков, такие как пенсионные деньги и депозиты граждан - дорогими.

    Между тем, глава президентской администрации Сергей Иванов считает, что ставку в развитии российской экономики следует делать на развитие частной инициативы. Он категорически отверг упреки в том, что в России существует опасность госкапитализма. И не исключил, что в будущем возможна приватизация, в том числе некоторых госкорпораций. Но государство должно продавать свои активы выгодно, на пике их стоимости, считает Иванов.

    В то же время, по его словам, государство без поддержки высокотехнологичные несырьевые отрасли - авиапром, фармацевтику, атомную энергетику. И подчеркнул, что любой высокотехнологичный продукт не может планироваться только для внутреннего рынка, при его создании надо ориентироваться и на внешний рынок. При этом, предупредил Иванов представителей крупного бизнеса, перевод промышленности в  третьи страны, как это делают некоторые западные производители, создает риски для экономики.

    Это влечет потерю производственных мощностей, а потом и научного потенциала, пояснил Иванов. А также заметил, что хорошие перспективы есть у российского авиапрома.

    Скажем, Суперджет, по его мнению, через два-три года сможет избавиться от "детских болячек", есть шансы и у среднемагистрального самолета МС-21. Интерес к отечественной авиатехнике проявляют многие иностранные компании.

    Поделиться