В высшей степени отрадно, что впервые за последние пять лет В. В. Путин провел в Кремле заседание обновленного президентского Совета по культуре. Это сразу дало новый импульс дискуссиям о роли культуры в обществе, об ответственности государства перед гражданами и перед культурой. Равно как и об ответственности создателей культурных ценностей перед "городом и миром". Идеи, высказанные главой государства, стали, в частности, предметом обсуждения на втором Международном культурном форуме "Культура и развитие" в Ульяновске. Надо отдать должное ульяновскому губернатору С. И. Морозову, который последовательно и небезуспешно стремится превратить свою область в пространство творческих озарений.
Не знаю, получит ли культура достаточное финансирование в бюджетах грядущих лет или ее по прежнему будут финансировать по остаточному принципу, для решения подобных вопросов нужны политическая воля и мощное бюрократическое лобби. Но сам факт, что впервые в нашей истории лидер государства предложил рассматривать культуру не как отрасль, а как всеобъемлющий феномен, пронизывающий все сферы человеческой жизнедеятельности, имеет принципиальное значение и для развития культуры, и для формирования общества. Забота о культуре - это не только и не столько забота о профессиональных институциях и об отдельных творцах, но прежде всего забота о духовном и душевном качествах общества и граждан его составляющих. Ведь в конечном счете деградирует не сама культура - с Чайковским, Чеховым или Кандинским ничего дурного произойти не может - деградирует публика, которая оказывается неспособной воспринимать сколько-нибудь сложные художественные произведения, которая требует развлечений все более низменного свойства.
Не надо лукавить, профессиональным экспертам более или менее понятно, что нужно делать сегодня, чтобы лет через десять-пятнадцать мы смогли помочь нашему обществу хотя бы частично излечиться от душевной и духовной неразвитости, которая способствует пробуждению самых низменных и примитивных страстей. Необходимо заново сформировать систему эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и вузах, в целом гуманизировать все образовательные программы. Важно расширить и сделать доступным дополнительное образование, там, где это целесообразно, соединив его с общим. Нужно создать всю возможную систему правовых льгот и преференцией для хранителей и создателей национальной материальной и нематериальной культуры, включая современное законодательство о благотворительности. Особой заботой должно стать сохранение российской системы профессионального художественного образования, до сей поры одной из лучших, если не лучшей в мире. Наконец, нужно оберегать свободу творчества и свободный доступ граждан к творчеству, те конституционные нормы, которые в равной степени важны творцам и любителям искусства. Нужна только воля государства и желание граждан.
Только не надо думать, что культура сама по себе сможет сделать жизнь прекрасной и добродетельной. В неволе и на свободе она приносит различные общественные результаты. Ее отношения с обществом и государством невероятно сложны. Она не в состоянии спасти мир, она способна лишь изменить людей, которые могут спасти мир, а могут и его разрушить. Это во многом зависит от смыслов, которые преобладают в социальной жизни. Эти смыслы зависят от уровня и качества культуры, но, увы, не только от них. Не случайно Наполеон, еще двести с лишним лет назад прервав Гете, размышлявшем о роли рока в человеческой жизни, сказал: "Политика и есть судьба".
Моя бабушка вспоминала, что ее отец, мой прадед, одесский портной, даже перед войной говорил, что "немцы - культурные люди". Они расстреляли его вместе с моей прабабушкой около его дома, на улице Бебеля, на глазах у его соседей. И вовсе не потому, что трое их сыновей воевали с фашистами в рядах Советской Армии.