Объявлен шорт-лист "Русского Букера"

Жюри этого года было нелегко. В прошлом сезоне премию "Русский Букер" не присуждали из-за проблем с учредителем. И в этот раз выбирать приходилось сразу за два года, в конкурсе участвовали романы, опубликованные в период с 16 июня 2010 г. по 15 июня 2012-го.

Но выбор сделан, и в финале шесть произведений: Марина Ахмедова. Дневник смертницы. Хадижа. М.: АСТ-Астрель, 2011; Андрей Дмитриев. Крестьянин и тинейджер. М.: Время, 2012; Евгений Попов. Арбайт, или Широкое полотно. М.: Астрель, 2012; Ольга Славникова. Легкая голова. М.: ж-л "Знамя", №№ 9-10, 2010; Мария Степнова. Женщины Лазаря. М.: Астрель, 2011; Александр Терехов. Немцы. М.: Астрель, 2012.

За бортом остались многие достойные книги. В этом сезоне члены жюри впервые прибегли к жребию при выборе шестого финалиста. Председатель жюри премии, критик, эссеист Самуил Лурье, сказал, что все это, конечно, литературные игры, но каждый по-своему остался чем-то удручен. На его взгляд проще судить конкурс красоты, там никого не мучает призрак справедливости, а здесь он недостижим.

Игорь Шайтанов сказал, что ему в этом сезоне стало казаться, что авторы приносят на премию произведения, над которыми стоило бы еще поработать. Но в финале таковых нет.

На это Павел Санаев рассказал, что в кино для этого есть "сценарный доктор" - человек, который помогает доработать текст. На его взгляд, в литературе тоже нужен такой человек.

Но здесь хочется возразить: а как же редактор? Да, конечно, не всем с ним везет, но это вопрос уже к издательствам.

В состав жюри 2012 года вошли также директор Российской государственной детской библиотеки, Председатель правления Фонда "Пушкинская библиотека" Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик, режиссер, сценарист Павел Санаев, прозаик, критик и публицист Роман Сенчин.

Размер приза, получаемого победителем, в этом году значительно увеличился и составляет 1 500 000 руб.; финалисты премии получат по 150 000 руб.

Имя лауреата премии "Русский Букер"-2012 будет названо 4 декабря.