За прошедшие пять лет СКР расследовал 511 уголовных дел о преступлениях против сирот. Так что опыт позволяет следователям видеть проблему. Половина из этих дел - о преступлениях против половой неприкосновенности, 59 - о причинении тяжких телесных повреждений и убийстве детей, 23 - о хищениях имущества сироты, 3 - о вовлечении в занятие проституцией. Почти треть из 762 детей - жертв преступлений - совсем маленькие.
Анализ расследования "сиротских" дел показывает, что в большинстве случаев причина преступлений - это равнодушный подход при решении вопроса о помещении ребенка под опеку, попечительство, в патронатные или приемные семьи органами опеки и попечительства. Нередко попечители и опекуны рассматривают подопечного им ребенка как источник постоянного дохода для себя.
Прошло ровно три месяца, как у нас в стране появилась утвержденная Указом президента Национальная стратегия действий в интересах детей. Она рассчитана до 2017 года. Среди главных мер - обеспечение приоритета семейного устройства сирот . Да, сиротство - одна из больных тем. Но сегодня большую опасность, по мнению руководителя СКР Александра Бастрыкина, представляет распространение другой его формы - социального сиротства. В современных условиях количество таких детей неуклонно растет. Ежегодно в нашей стране более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей.
Основные причины увеличения числа социальных сирот, по мнению СКР, - падение престижа семьи, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Неблагоприятная обстановка провоцирует уходы детей из дома, бродяжничество.
Растет число несовершеннолетних, которые на момент совершения преступления ничем не занимались. Из числа малолетних преступников около 30 процентов не работали и не учились, практически половина воспитывалась в семье с одним родителем, чуть менее 10 процентов вообще воспитывались вне семьи.
Сегодня в России нет единой государственной статистической базы данных на беспризорников. А это, по мнению Бастрыкина, не позволяет на федеральном уровне оценить масштабы явления. Ответственными за социальных сирот в СКР считают не только родителей, но и государство. Оно должно совершенствовать законодательство по поддержке семьи, материнства и детства. Учить чиновников. Ведь решение проблемы многим видится лишь в ужесточении ответственности родителей, в изъятии ребенка из семьи. В оправдание такой политики ссылаются на опыт зарубежных государств. В СКР считают, что любые решения по "больной" семье, влекущие разделение детей и родителей, должны сопровождаться социальной работой с семьей.
Опыт расследования уголовных дел говорит, что изоляция детей в интернатах, в основе которой могут быть самые благие намерения, затрудняет их последующую интеграцию в общество, приводит к их дезадаптации во взрослой самостоятельной жизни, вследствие чего такие дети, вырастая, становятся потенциальными жертвами различного рода мошенников.